Внутренние часы человека поддаются корректировке

Биологические часы можно перевести?

Жалуетесь на "сбой" биологических часов в период перехода на зимнее время или после перелета? Оказывается, наш внутренний хронометр можно перенастроить. Японские ученые обещают, что скоро джетлаг (то есть резкую смену часовых поясов) можно будет лечить одной таблеткой. Она станет спасением для тех, кому часто приходится совершать дальние перелеты.

Многие люди страдали от перехода на зимнее и летнее время. В России эту практику недавно отменили, но по всему миру на летнее и зимнее время переходят более чем в 110 странах. И уж точно каждый, кто совершал дальние перелеты, знает что такое джетлаг — синдром смены часового пояса. Ваши внутренние часы твердо уверены, что уже наступила ночь и пора спать — ведь вы бодрствовали уже целые сутки! Однако в стране, куда вы прилетели, еще в самом разгаре день. Вы боретесь со слипающимися глазами, а к ночи вам уже не хочется спать, потому что организм думает, что как раз должно настать утро.

Читайте также: Внутренние часы каракатиц запускают бактерии

Если бы дело происходило в древние времена, и вы путешествовали бы на повозке с лошадьми, организм успел бы приспособиться к постепенной смене дня на ночь. Но при перелете это происходит слишком стремительно, чтобы биологические часы успели приспособиться. Обычно проходит несколько дней, а иногда и неделя, прежде чем человек сумеет привыкнуть к новому режиму. Туристам, которые желают на недельку слетать на другую сторону земного шара, а также людям в командировке от этих капризов организма приходится несладко.

Возможно, им поможет открытие ученых из Киотского университета, которые нашли способ укротить биологический механизм отсчета времени. Хитоси Окамура и его коллеги выяснили, что биологические часы можно быстро перенастроить, если уменьшить уровень в крови гормона вазопрессина. Вазопрессин в основном известен своей ролью в водно-солевом обмене — он отвечает за задержку жидкости в организме и повышение кровяного давления. Но у этого вещества есть и своя роль в центральной нервной системе. В частности, он способствует сообщению между нейронами в супрахиазмальном ядре гипоталамуса. Супрахиазмальное, оно де супрахиазматическое ядро, как раз отвечает за генерацию циркадных ритмов или, проще говоря, настройку биологических часов.

Регуляция суточных ритмов обеспечивается поступлением информации от сетчатки в супрахиазмальное ядро. Ничего загадочного здесь нет, все вполне логично: когда наш глаз улавливает повышение освещенности, мозг справедливо решает, что рассвело, когда же темнеет — что наступила ночь и пора спать. Однако при резкой смене светового режима дня мозг не успевает "перенастроиться" сразу и какое-то время продолжает жить по уже заведенному ритму.

Поскольку было известно, что вазорпессин принимает в этой регуляции непосредственное участие, исследователи решили попробовать подавить вазопрессиновое сообщение между нейронами гипоталамического ядра у мышей. Для этого они отключили синтез рецепторов к этому гормону и в течение двух недель держали их и контрольную группу грызунов в обычном суточном ритме, когда 12 часов дня сменялись 12 часами ночной темноты.

Затем ученые смещали этот цикл на 8 часов, создавая мышам условия, в которые попадает человек после дальнего перелета и пересечения нескольких часовых поясов. Нормальные животные адаптировались к джетлагу очень медленно — полное привыкание произошло лишь на 8-10 дней. А вот мыши без рецептора вазопрессина в супрахиазмальном ядре приспосабливались к сдвинутому суточному расписанию за 2-4 дня. Столь же быстрая настройка происходила и тогда, когда у мышей с неотключенными до этого рецепторами вазорпессина блокировали работу этих центров с помощью специальных препаратов.

Последняя новость особенно обнадеживает, поскольку означает, что для приспособления к резкой смене часового пояса не обязательно нарушать синтез рецепторов, а достаточно лишь отключить его на время. Вазопрессиновые нейроны в супрахиазмальном ядре есть и у человека, поэтому вполне возможно, что с джетлагом вскоре можно будет справляться одной-единственной таблеткой.