От ВИЧ человека освободят разбуженные гены

Долгое время в научном сообществе было принято считать, что эволюция человека приостановилась около тысячи лет назад. Однако последние исследования показывают, что это не соответствует действительности – люди продолжают развиваться, приспосабливаясь к стремительным изменениям окружающей среды. Для этого у нас существует огромный потенциал – 95 процентов генома человека составляют неиспользуемые ДНК.

Ученые предполагают, что эти гены, доставшиеся нам по наследству от древних предков, начинают просыпаться, хотя и медленно, весьма неохотно. Излишние аминокислоты могут содержать в себе функции, которые не востребованы и не активизированы в организме современного человека, а являются носителями пока еще не ведомых науке способностей. Хотя расшифровка генома продвинулась очень далеко, не все получаемые учеными данные им понятны

Генетиков, в первую очередь, интересуют те участки ДНК, которые в настоящее время оказались «выключены». В далеком прошлом Землю неоднократно сотрясали пандемии различных заболеваний, и, не исключено, что «спящие» гены содержат в себе информацию о борьбе с этими болезнями.

Читайте также " Начался седьмой этап эволюции. Последний? "

Особую надежду исследователи возлагают на обнаружение протеинов, регулирующих выработку антител против вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Предполагается, что это заболевание уже проявляло себя за время существования человечества, а, значит, наши предки могли выработать защитные механизмы против него.

Группа ученых под руководством американцев Нитьи Венкатарамана и Александра Колуивера поставила перед собой задачу обнаружить способ выявить скрытый потенциал ДНК и разбудить анти-ВИЧ протеины. Известно, что в организме других приматов защитную функцию выполняет протеин ретроциклин, которые препятствует проникновению вируса сквозь стенки клеток и останавливает инфекцию в самом начале.

В геноме человека это вещество присутствует в поврежденном и неактивном состоянии, однако ученые уверены, что способность к воспроизводству ретроциклина в человеческом организме есть. Вопрос заключается в том, как ее восстановить.

От ВИЧ человека освободят разбуженные гены

Часть генов человека подверглась «необъяснимой мутации» - процессу, при котором внутрь клетки встраивается случайный кусок ДНК-кода. В результате этого многие клетки потеряли свои первоначальное предназначение. Именно избавление от мутаций позволит возобновить производство ретроциклина и сделать человечество свободных от ВИЧ.

С этого места начинаются совсем необычные вещи, происходящие на клеточном уровне. Для проведения опытов ученые использовали аминоглицид – вещество, которое вредно для аминокислот, поскольку нарушает обмен данных между РНК и ДНБ. Однако в смеси с другими протеинами аминоглицид работает совсем по-другому – он выбивает из молекул РНК лишние куски генома и может перезапустить производство ретроциклина.

Эксперименты на живых клетках продемонстрировали, что механизм реставрации ДНК успешно работает – с его помощью ученым удалось пресечь развитие ВИЧ в органических клетках. Если последующие опыты подтвердят эффективность нового метода при использовании на людях, то биологи обещают скорое появление вакцины против СПИДа. В отдаленной перспективе это заболевание вообще перестанет беспокоить человечество, которое овладеет полным иммунитетом к нему.

Коллеги исследователей отнеслись к обнаруженной методике со сдержанным оптимизмом. Из их отзывов следует, что до завершения полного цикла изучения проблемы не следует делать каких-либо сенсационных выводов – необходимо провести проверку теории в человеческом организме. Кроме того, опыты показали успешную борьбу клеток с вирусом ВИЧ-1. И хотя его модификация ВИЧ-2 встречает очень редко и практически не передается от человека к человеку, ее также следовало бы испытать.

Тем не менее надежда на то, что ученые вплотную приблизились к разрешению проблемы вируса иммунодефицита человека, является неплохим поводом для оптимизма. Если гипотеза и лабораторные эксперименты подтвердятся на практике, то перед биологами откроется новая страница в генетической науке. Ведь остается огромное количество «мусорных» ДНК в геноме человека, которые могут скрывать еще какие-нибудь необычные свойства и способности.