Зимние подкормки вредят птицам

Недавно ученые из Великобритании выяснили, что подкормки зимой могут вредить зимующим птицам. Исследуя жизнь синиц-лазоревок в холодный период, зоологи обнаружили, что птенцы тех пернатых, которых зимой подкармливали, рождаются слабыми и практически две трети из них не доживают до совершеннолетия. А многие вообще не могут вылупиться из яиц.

С самого детства нас всех приучили к тому, что птиц нужно подкармливать зимой. Иначе, мол, наши пернатые друзья вымрут от голода. При этом как-то не принимается во внимание тот факт, что за пределами людских поселений, то есть городов и деревень, зимующих птиц никто не подкармливает — и они, тем не менее, вовсе не собираются вымирать. Более того, совершенно очевидно, что раз пернатое существо остается зимовать в умеренной климатической зоне, то, наверное, эволюция как-то позаботилась о том, что бы оно не пропала среди снежных равнин. Естественный отбор мудр и внимателен — этот механизм эволюции ничего не упускает из виду. И, следовательно, зимующие птицы приспособлены к жизни в условиях пищевого дефицита.

Самое интересное заключается еще и в том, что в городах-то как раз зимой для птиц самое раздолье. Они имеют возможность посещать помойки и свалки, которых в глухом лесу нет. Ну, а большое количество зданий с чердаками и подвалами дает возможность пернатым друзьям даже делать запасы, до которых мало кто доберется. Все это говорит о том, что подкормка птиц зимой является не особенно нужным для них занятием — они и без нее прекрасно перезимуют.

Более того, зимние кормежки птиц могут приносить вред для людей. В частности, значительно увеличивают численность голубей, ворон и воробьев — массовых видов, от которых уже давно житья никому нет. Объяснение простое: в городах очень мало хищных птиц, которые сдерживали бы неконтролируемый рост популяций этих пернатых соседей человечества. Поэтому-то их количество постоянно растет, что приводит к печальным последствиям — вороны разоряют гнезда певчих птиц, голуби вытесняют из городов других вегетарианцев пернатых, а воробьи не дают конкурентам нормально устроить свои гнезда.

Читайте также: От кормушек для птиц — не польза, а вред

Недавно также выяснилось, что зимние кормежки могут вредить и самим зимующим птицам. Зоологи под руководством Джонатана Блаунта из Университете Эксетера (Великобритания) обнаружили, что птенцы тех пернатых, которых зимой подкармливали, рождаются слабыми, и практически две трети их не доживают до совершеннолетия. Скорее всего, это происходит потому, что подкормки дают сбой в работе естественного отбора — благодаря лишней пище ослабленные и больные птицы получают шанс выжить. Но популяции в итоге от этого пользы никакой нет.

Для того, чтобы доказать свое предположение, орнитологи провели любопытный эксперимент. Они в течение трех лет каждую зиму подкармливали лазоревок (Cyanistes caeruleus), которые в холодный период перебираются из лесов в города. Участников эксперимента разделили на две группы, одни птицы получали корм, обогащенный жирами, а другие — с избытком тех же жиров и большим количеством витамина Е, который в естественной среде присутствует в мякоти семян. Весной исследователи проверяли гнезда всех участников эксперимента, подсчитывали количество яиц в кладке, а после следили за ростом и развитием вылупившихся птенцов. В эксперименте также участвовала еще и контрольная группа лазоревок, которых вообще не подкармливали.

Результаты этого эксперимента удивили ученых: оказалось, что птенцы тех лазоревок, которые получали и жиры, и витамин Е, в половине случаев вообще не могли вылупиться из яиц — настолько ослабленными они были. А из тех, кто все-таки появился на свет, около половины умирали не дожив до последней, взрослой линьки. В другой группе дела обстояли несколько лучше: смертность птенцов на первом этапе составляла 30, а на втором — около 42 процентов. Ну и, наконец, у тех лазоревок, которые не получали зимней подкормки, показатели были стандартными для данного вида — 20 процентная смертность на каждом из этапов.

После этого ученые решили проверить состояние здоровья тех птиц, которые получали подкормку и доживали до весны. В итоге выяснилось, что примерно 60 процентов из них обладали различными наследственными аномалиями, из-за которых они в принципе не могли дать полноценное потомство. А вот среди тех, кого не подкармливали, таковых было 15 процентов. Таким образом гипотеза британских орнитологов получила наглядное экспериментальное подтверждение — зимняя подкормка действительно вредит птицам, поскольку способствует выживанию ослабленных и больных особей, и, соответственно, закреплению в популяции опасных мутаций.

Впрочем, исследователи не делают категорических заявлений и считают, что в самые суровые зимние холода подкармливать птиц все-таки нужно. Дело в том, что когда условия ну совсем уж экстремальные, начинается массовая гибель не только больных, но и здоровых птиц. В подобной ситуации резко снижается численность популяции и уменьшается ее генетическое разнообразие, что в последствии может привести к вырождению.

Кроме того, орнитологи хотят еще раз проверить результаты своей работы. Теперь они планируют точно так же подкармливать птиц летом и следить, влияет ли подобное на выживаемость и здоровье птенцов. Более того, ученые собираются выяснить, не повлиял ли на результаты эксперимента сам состав корма — ведь они пользовались стандартным составом, продающимся в британских зоомагазинах. Может быть в нем было что-то, что дополнительно ослабило и без того слабое здоровье молодых лазоревок.