Лесные пожары помогают... сохранять леса

Аномально жаркое лето на территории нашей страны оставило о себе недобрую память в виде пепелищ от лесных пожаров. До сих пор никто не может точно сказать, сколько гектаров леса сгорело за эти два месяца. Тем не менее, если посмотреть на фотографии, сделанные на месте пожаров, то сразу становится ясно — урон лесному хозяйству нашей страны нанесен немалый. Пройдут годы, прежде чем на месте унылых гарей вновь поднимется стена лесных исполинов.

Однако не успел еще развеяться дым на пепелищах, а некоторые экологи уже разожгли костер совсем другого рода. Его топливом служат откровенно мрачные прогнозы относительно того, как лесные пожары повлияют на состояние окружающей среды. Одни утверждают, что уничтожение огнем множества деревьев оставит атмосферу Земли без кислорода. Другие предрекают небывалые почвенные эрозии. Третьих беспокоит тот факт, что гибель лесов может привести к понижению уровня грунтовых вод и, как следствие, к опустыниванию.

Читайте также: Аномальная жара или гром среди ясного неба?

Но, возможно, охранники природы несколько преждевременно впали в подобный пессимизм. Да, конечно же, экономике страны лесные пожары нанесли серьезный ущерб. Однако для экосистем они вовсе не являются катастрофой. Более того, иногда они приносят значительную пользу.

Вам, наверное, интересно будет узнать, что некоторые леса на самом деле существуют… исключительно за счет периодически случающихся лесных пожаров. К таким относятся, например, так называемые Longleaf Pine Forest‎ (леса длиннохвойной сосны), которые иначе называют "огневыми лесами". Эти уникальные природные сообщества находятся на юге США, особенно много их в районе на северо-западе Флориды, получившем название "Красные Холмы" из-за богатых железом почв темно-красного цвета.

Самое интересное, что единственным деревом в этих лесах является длиннохвойная сосна (Pinus palustris), которая не встречается больше ни в каких других экосистемах. Это растение достаточно плохо переносит конкуренцию со своими хвойными собратьями и везде, где удается поселиться другим соснам, быстро исчезает. В тех же местах, где растут "огневые леса" не может выжить ни одно другое дерево, поскольку из-за частых гроз в районе "Красных Холмов" лесные пожары там — не редкость, а норма жизни.

Фото: AP

Сама же длиннохвойная сосна спокойно выдерживает этот огненный ад, поскольку ее корни и ствол хорошо защищены от воздействия высоких температур. Семена этого удивительного дерева также весьма огнестойки. Получается, что лесные пожары уничтожают всех случайно оказавшихся в лесу конкурентов, а самой "хозяйке" Longleaf Pine Forest не могут причинить никакого вреда. Только помогают избавиться от присутствия непрошеных гостей.

Но если вдруг по каким-то причинам пожаров не будет долгое время, то конкуренты могут внедриться в экосистему и вытеснить саму длиннохвойную сосну. К сожалению, подобное иногда происходило по вине пожарных служб США, которые ликвидировали пожары на начальных стадиях. Но теперь, когда биологи раскрыли секрет "огневых лесов", пожарники поумерили свой пыл и не препятствуютогню,сохраняющему это уникальное природное сообщество.

Другим лесам пожары тоже приносят немалую пользу. Так, например, в Центральной России лесные пожары уничтожают ель, которая, как мы знаем, во многих местах конкурирует с сосной настолько успешно, что уже почти совсем ее вытеснила. Корневая система ели не уходит глубоко под землю, в результате чего это дерево гибнет при пожаре одним из первых. Сосне же с ее длинными корнями и более огнеупорным стволом огонь не так страшен. Поэтому неудивительно, что именно в результате пожаров мрачные и сырые ельники во многих местах сменяются светлыми сосняками.

Буковым лесам, которые распространены на юге нашей страны, тоже жизненно необходимы периодические возгорания. В этих природных сообществах из-за того, что они расположены в засушливых регионах, обитает очень мало грибов и бактерий, которые могут быстро переработать опавшую листву. В результате всего за несколько лет в лесах накапливается почти метровый слой сухого опада, который мешает семенам прорастать.

Если огонь время от времени не будет уничтожать весь этот "мусор", то лес не сможет обновляться. Взрослым же деревьям, содержащим в своей древесине много воды, пожар не может причинить серьезного ущерба.

Да и вообще, любой достаточно старый лес, в котором накопилось так много отходов, что их уже никто не может утилизировать, нуждается в периодической "огненной уборке". В противном случае гниющие стволы деревьев и опавшие листья могут стать хорошей средой для различных грибов-древоточцев, паразитирующих на растениях насекомых и переносимых ими вирусных инфекций. Причем все они даже при гибели леса еще какое-то время могут сохраняться в почве и тем самым создавать опасность для молодого леса, который через несколько лет вырастает на месте старого. Пожар же уничтожает эту "заразу" полностью.

Что касается последствий пожаров, то здесь тоже все не так уж мрачно, как представляют себе некоторые защитники природы. Поскольку, как мы помним, лес не является основным поставщиком кислорода в атмосферу (он потребляет О2 столько же, сколько и производит), то вряд ли лесные пожары приведут к глобальному "кислородному голоданию".

Читайте также: "Лёгкие планеты" находятся в океане

Фото: AP

Эрозия почв на месте сгоревших лесов, как показывают исследования, также весьма незначительна, поскольку уже на следующий год после пожара гари зарастают различными травами и кустарниками, а через 3 года появляются и первые деревца (за столь короткое время эрозия просто не успевает как следует развиться). Понижения уровня грунтовых вод на выгоревших участках также не происходит, поскольку их истощенный летний запас обязательно пополнится за счет таяния снегов следующей весной, а буйная растительность, заселяющая выгарки, поможет сохранить эту влагу в течение всего лета.

Поэтому не следует понапрасну тревожиться за судьбу наших лесов. Они обязательно восстановятся. Главное — не мешать им делать это так, как они сами считают нужным.

Читайте также в рубрике "Наука и техника"

Автор Антон Евсеев
Антон Евсеев — зоолог, корреспондент, позже редактор отдела науки Правды.Р *