Хищные вещи века: В бой идут… пикапы

Еще в своем нашумевшем романе "Хищные вещи века", вышедшем в 1964 году, братья Стругацкие провидчески предсказали, что в недалеком будущем "ужасные морозные бомбы будут делать из портативных антифризеров" и помешать такому нетрадиционному использованию самых вроде бы мирных вещей будет попросту невозможно. И вот это время наступило! Ракеты делаются из водопроводных труб, а бомбардировщики и штурмовики заменяют дельтапланы. Ну, а вместо танков в бой идут… пикапы!

Пикап (от англ. pick-up — поднимать, отрывать, подвозить) — это легкий коммерческий автомобиль с грузовой платформой позади кабины водителя, заднеприводный, а сегодня еще часто и полноприводный. Обычно это модификация обычного легкового автомобиля или внедорожника массой до 4,5 тонны и грузоподъемностью до 2,5 тонны. И вот они-то сегодня все чаще и чаще используются в боевых действиях, хотя старт их военному использованию приходится еще на начало прошлого века.

Тогда в Польшу попало некоторое количество американских фермерских пикапов "Форд-Т" образца 1919 года. И что с ними сделали поляки? Обшили броней, поставили башню с пулеметом и превратили эти машины в легкие двухместные бронеавтомобили. Автомобили этого типа применялись армией США во время боев с повстанцами генерала Панчо Вильи, а англичане использовали их в Палестине. В годы Второй мировой войны пикапы "Виллис" активно использовались на Западном фронте, причем вооружение на них устанавливалось самое разное. Это и спаренные пулеметы "Виккерс", и "Льюисы", и американские "Браунинги". Повысить огневую мощь пытались за счет базук. Есть фотография военных лет, на которой виден бронированный "Виллис" с установленной на нем спаркой из двух базук. Но есть и другой снимок, где таких базук сразу шесть штук!

После войны наступило вроде бы время специальных военных авто, но… начиная с 1960 года начался "год Африки", национально-освободительное движение распространилось по миру с быстротой пожара, и "боевые пикапы" оказались востребованными как никогда ранее. Удобные, простые в использовании, с высокой проходимостью, они с успехом применялись в Чаде, Сомали, Судане, Руанде, Эфиопии, Либерии, Демократической республике Конго, Йемене, Сирии, Ираке, Афганистане и т.д. В 1975 году бойцы национального фронта "Полисарио" в Западной Сахаре применили пикапы-внедорожники с зенитными установками против войск Марокко и Мавритании.

Затем, уже 1987 году, Франция поставила Чаду 400 внедорожников "Тойота Лэндкрузер" 40-й и 70-й серий, специально укомплектованных пулеметами и противотанковыми ракетными комплексами "Милан". Именно эти внедорожники и дали конфликту между Чадом и Ливией знаменитое название "Война тойот". Ну, а начальнику штаба вооруженных сил Чада тогда приписали следующее высказывание: "Теперь мы знаем, что лучше иметь хороший автомобиль "Тойота", чем танк Т-55". Прошло всего девять лет и вновь именно внедорожники "Тойота" сыграли важную роль в стремительном захвате талибами Кабула.

К настоящему времени иррегулярные военные формирования примерно определились и с марками автомобилей этого класса. Это прежде всего пикапы "Тойота", "Ниссан" и "Митцубиси". Из-за обилия "тойот" в Ливии появился даже термин "Тойота Хаоса", то есть что-то вроде "автомобильного символа" гражданской войны. Но настоящая "звезда" среди этих машин - "Тойота Хайлукс". Это быстрые и маневренные машины, а их вооружение позволяет им бороться даже с легкобронированными машинами противника. К примеру, на них очень любят ездить командиры "Аль-Каиды", а также сомалийские пираты, когда они на берегу.

Почему это так - понятно. Уровень технической грамотности населения планеты растет. Даже совершенно безграмотные люди в самых "диких районах планеты" сегодня умеют водить машины. Запчасти - тоже не проблема, их можно приобретать вполне легально, ведь это же не оружие. А вот своей быстротой и способностью к трансформации пикапы превосходят любую боевую машину. В принципе, достаточно всего лишь пулемета в кузове, чтобы превратить любой пикап в боевую машину.

Однако современные "умельцы" идут еще дальше. Прочная рама и вместительный кузов позволяют размещать в кузове пикапа самое разное вооружение. Это могут быть и пулеметы калибра 7,62 и 12,7-мм на специальной опоре или же на треноге. Можно поставить в кузов пикапа и тяжелый пулемет КПВТ калибра 14,5-мм, и даже совсем уже крупнокалиберные (для такой машины) зенитные установки ЗСУ-23. Понятно, что при стрельбе из этой установки пикап будет раскачиваться, то есть меткость огня из этой установки окажется невелика. Но для зенитной стрельбы, то есть прикрытия своих наземных войск от атак с воздуха, нескольких таких машин будет вполне достаточно.

Используются пикапы боевиками и в качестве самоходных пушек для огневой поддержки своей пехоты. Для этого в кузов ставят миномет калибра 82-мм и ведут огонь на ходу! Поразить быстроходный автомобиль при этом бывает сложно, особенно если он стреляет из-за холмов. А вот эффект от такого огня все равно есть: в кого ни в кого попадет — вот и хорошо! В гражданской войне и этого довольно!

В интернете можно найти фотографии и многоствольных минометов, смонтированных в кузовах пикапов. Здесь расчет на массированный огонь, то есть такая машина может вести огонь уже прицельно и не прячась: выехать на позицию, дать двух-, трехсекундный залп сразу изо всех стволов и тут же умчаться прочь еще до того, как противник сумеет организовать ответный огонь.

Ну, а что касается не слишком высокой защищенности "боевых пикапов", то и здесь выход из положения был найден, ведь лучший наш учитель — это нужда. Например, в армии Мали на вооружение спецподразделений поступили автомобили-пикапы "Тойота". В их кузове была смонтирована цилиндрической формы опора, поверх которой устанавливалась башня от старых советских бронеавтомобилей БРДМ-2. Высота этого "цилиндра" была такова, что эта башня могла поворачиваться и вести огонь во все стороны, то есть поверх кабины водителя.

Броня башни и основания защищали находящегося в ней стрелка от огня противника, хотя, правда, водитель машины особо хорошей защитой похвастаться уже не мог. Однако и это было много лучше, чем ничего, не говоря уже о том, что в башне БРДМ-2 находилось сразу два пулемета: один 7,62-мм и один все тот же самый мощный КПВТ 14,5-мм. А многие пикапы получили не только вооружение, но и броню на корпус и на кабину. Не очень толстую, чтобы не снижалась подвижность, но вполне достаточную для защиты от пуль винтовочного калибра на некотором расстоянии.

Разместив в кузове безоткатное орудие калибра 75-120-мм, совсем нетрудно превратить пикап в САУ, ведь отдачи-то при стрельбе у такой пушки все равно нет. А можно и вовсе сделать из пикапа настоящую "катюшу". Каким образом? Да очень просто! Так просто, что это уже было сделано на практике.

Дело в том, что для вооружения самолетов и вертолетов уже давно были созданы легкие цилиндрические пусковые установки, с большим количеством трубок внутри, для стрельбы малогабаритными неуправляемыми реактивными снарядами — НУРСами. Калибр этих ракет невелик, разрывной заряд тоже, но зато их много! На вертолет можно подвесить четыре таких контейнера, на самолет - до шести. Но как быть, если у вас нет ни самолета, ни вертолета, но есть пикап и вот эти самые контейнеры для авиационных НУРСов? А вот как: поставить их в кузов пикапа так, чтобы они могли стрелять через крышу кабины, - и все! Например, на один такой пикап была поставлена пусковая установка неуправляемых ракет УБ-32А, которая, в частности, входит в номенклатуру вооружений транспортно-штурмовых вертолетов Ми-24.

А теперь стоит немного подумать, и в итоге у нас получится высокомобильное подразделение на пикапах с самым разным вооружением. На каких-то машинах в кузовах стоят пулеметы, в том числе и в башнях от БТР и БРДМ-2, и они у нас выполняют роль танков. Функцию машин ПВО выполняют пикапы с 23-мм зенитками ЗУ-23, и они же могут быть задействованы в качестве скорострельных САУ. Роль самоходной артиллерии выполняют безоткатные орудия, а с танками могут бороться ПТУРСы "Малютка". Вместо "Градов" используются пикапы с НУРС, в то время как остальные машины перевозят пехоты и боеприпасы. И вот целая моторизованная армия налицо! Справиться с ней очень даже не просто, даже с воздуха, особенно если на каких-то машинах находятся комплексы ЗРК типа "Стрела" или "Верба". И совсем недаром именно бронированный пикап "Интернейшнл" MXT-MV, высоко оцененный Пентагоном, в американской армии скоро заменит привычный всем "Хаммер".

Читайте также:

Противовоздушная мина - гроза вертолетов  

Беспилотники США берут под контроль Мировой океан

"Поставки С-300 в Иран - это еще цветочки"

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить