Бульдозеры отступили перед технологиями 13 века

Во Франции решили построить настоящий средневековый замок. И не просто очередное место для паломничества туристов, а воссоздать рыцарскую крепость без использования современной техники. Исключительно прадедовским способом. В уже на треть готовом здании опытным путем проверяется теория: насколько тяжело было возводить замки, не имея за душой ни кранов, ни экскаваторов, ни самосвалов.

Обычно средневековые замки или то, что от них осталось, используются под музеи, достопримечательности для любознательных туристов или виллы богачей. Их реставрируют, полностью разбирают и переносят на новое место. Однако то, что в настоящее время происходит в Бургундии – уму не постижимо! Там при помощи молота, зубила, веревок, деревянных повозок и лошадей строят неподалеку от дубового леса замок Геделон (Guédelon)/ Département Yonne.

Идея такого проекта полностью на совести одного сумасшедшего археолога Мишеля Гюйо (Michel Guyot). «Завиральные идеи – это единственная вещь на свете, о которой в этой жизни не стоит сожалеть», - упрямо утверждает фанатично любящий старинные замки месье. «Подобные проекты нужно просто брать с боем, вперед изо всех сил».

Строительство замка рассчитывают полностью завершить к 2023 году. Учитывая, что приступили к работе в 1997 году – четверть века требуется на возведение рыцарского гнезда. Словно работают спустя рукава. Феодалы высокого и позднего средневековья обустраивали свои жилища за гораздо более короткий срок. Внушительные постройки, подобные ныне возводимому Геделону, – с нуля ставили всего за 3 года.

- Важным историческим документом являются договоры на строительство, - говорит в интервью журналу «Spiegel» управляющий объединения швейцарских замков Томас Биттерли (Thomas Bitterli), - но их на редкость мало. Кроме того, современные документы часто содержат расплывчатую информацию, был ли замок сдан, что называется «под ключ». Тоже самое относится и к церквам. Грамота об освящении церкви имеет отношение лишь к алтарю, но не ко всему зданию в целом. Церковь могли продолжать возводить еще столетиями.

Над возведением нынешней крепости трудится примерно 50 мастеров. В основу положены чертежи замка 13 века, поскольку о более ранних постройках сохранилось недостаточно документальных материалов. То немногое, что осталось от жилищ 10-го и 11-го столетий, подтверждает, что жизнь там шла как в укрепленном лагере.

До 12 века в центре обнесенного рвом и валом с частоколом пространства возвышалась единственная долговременная постройка – донжон, который представлял собой каменную башню. Донжон – это не только главное оборонительное сооружение, он использовался и как жилище. На каждом этаже было по одному-два плохо отапливаемых и освещенных зала. Под главной замковой башней делали темницу – темный сырой подвал с отверстием, в которое опускали преступника.

Остальные строения - склады для инвентаря и фуража, конюшня с кузницей, казармы для гарнизона - напоминают обычную деревню. В случае опасности их уничтожали, а все обитатели цитадели укрывались в донжоне, способном выдержать длительную осаду. И лишь с конца 12 века, с началом крестовых походов, дворяне заимствуют с Востока привычку к роскоши – к дорогим тканям, предметам и мебели, что коренным образом меняет внешнюю и внутреннюю обстановку замков. Вместо частокола вокруг замков возводятся прочные каменные стены.

Оригинальный проект замка Геделон принадлежит старшему архитектору по уходу за историческими памятниками Французской Республики Жаку Мулену (Jacques Moulin). Крепостные стены будут достигать толщины до двух с половиной метров, донжон - высотой 30 метров. В толстых стенах проделаны бойницы для стрельбы из лука.

К концу 13 века, когда нравы становятся еще более утонченными, донжон перестает быть постоянным жилищем, хотя по-прежнему остается самой высокой и мощной башней в системе укреплений. Тамплиеры хранили в донжоне свой архив, военную казну и собирались на заседания капитула. Здесь располагалась церковь, резиденция магистра и его заместителей.

Личные апартаменты сеньоров стали отделять от помещений для аудиенций и залов, где размещались воины. При каждой спальне появились гардеробные с отдельным входом. Кроме главного зала и спален, были другие комнаты, которые в Германии назывались – кеменатами (kemenaten) от латинского kaminatae – т.е. отапливаемые каминами или печами. Комнаты для гостей чаще всего располагались близ наружных стен; к ним вели отдельные лестницы и входы.

Во Франции прадедовским способом строят настоящий средневековый
Во Франции прадедовским способом строят настоящий средневековый

В «Истории священной войны» Амбуаза есть строки, посвященные крепостным стенам Аскалона: «Благородные рыцари, оруженосцы, братья-служители передавали камни по цепочке из рук в руки; они работали без устали, и столько там было клириков и мирян, что за короткое время они выполнили большую работу. Позднее для продолжения работ посылали за каменщиками, иначе потребовалось бы слишком много времени, чтобы закончить её».

Каждый христианин считал своим долгом принять участие в строительных работах. Это была возможность искупления своих грехов. Во время пребывания в Святой Земле даже король Людовик IX, дабы подать пример другим, и сам трудился простым работником при возведении укреплений Акры, Кесари и Яффы. В дальнейшем исключительно каменщики работали на строительстве крепостных укреплений. Не было нужды в том, чтобы король личным примером разжигал рвение непосвященных.

Если о самих замках и даже о нравах, царящих там, историкам относительно многое известно их хроник, то о способах возведения сих мрачноватых строений – сведений почти нет. Не удосужились сеньоры и монахи описать строительные работы времен Средневековья. Тем и ставят в тупик сегодняшних ремесленников. «Ну как, например, без современных машин поднять на высоту 600 килограммовую балку?» - риторически вопрошает начальница строительных работ Мэрилин Мартин (Maryline Martin). «Всё, что для этого требуется, достаточное количество рабочей силы и здравый смысл».

Послушайте, как решали свои проблемы в старину. Английский король Вильгельм Рыжий (1087-1100) задумал устроить пир в новом зале, но помещение еще не было подведено под крышу. Тогда он велел собрать в Лондоне шелка и покрыть ими зал. Пока продолжалось празднество, зал находился под шелковыми тканями.

Для реализации нынешнего проекта не хватает информации о подлинных инструментах 13 века. «У нас отсутствуют сведения и указания об аутентичных инструментах, которыми тогда пользовались», - сетует Биттерли. «Всё чем мы располагаем, это изображения тех инструментов, которыми производились работы. Ремесленная техника стала описываться только в 16-м и 17-м веках. Поэтому нам практически не известно, как проводились строительные работы столетием раньше.

Как мы уже писали выше, в более поздние времена для строительства замков стали прибегать к услугам исключительно профессионалов. «Нуждались в образованных специалистах, которые владели определенными навыками и соответствующей техникой», - подчеркивает Биттерли. Несмотря на то, что в хрониках постоянно говорится о насильственном привлечении местных крестьян к работам. «Обычная практика заключалась в том, что они вынуждены были обеспечивать транспорт для нужд строительства или выполняли подобного рода задачи», - уверен Биттерли.

Особое научное значение возведения Геделона подчеркивает один из трех членов научного совета - историк искусств Николя Ревейрон (Nicolas Reveyron). Он проверяет свою гипотезу. Как в зимние месяцы изолировали неоконченные крепостные стены от холодов? Строители Геделона подтвердили его догадку, что навоз лучше всего предохраняет строительный раствор от холода и мороза. Именно навоз, а не солома, как утверждала альтернативная теория.

Как водится, завистники и прочие недоброжелатели порождают вокруг Геделона массу сплетен. Некоторые эксперты исходят их того, что данная стройка не более чем тематический парк, который в прошлом году посетило примерно 250 тысяч туристов. Они принесли в кассу только за входные билеты около 2 миллионов евро. Ходят также слухи, что по ночам, когда туристы мирно сопят в своих постельках, строители втихаря пригоняют на стройплощадку современную технику.

По окончании строительства замка в 2023 г., строительные работы будут продолжаться. Есть намерение возвести рядом с замком аббатство и, как минимум, одну деревню. «Мы никогда не закончим. Тут не идет речь о том, чтобы построить замок», - признается Гийо. «Речь о том, чтобы что-то возводить – камень на камень».

Игорь Буккер

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить