О таком лучше не думать?

Философские вопросы, на которые нет ответа

Мы имеем представление о том, как действуют законы физики, химии или биологии. Но некоторые вопросы, касающиеся устройства Вселенной и нашего собственного бытия, до сих пор остаются для нас неразрешимыми, так как находятся за пределами нашего понимания. Как правило, они относятся к ведению скорее философии, чем точных наук. Вот некоторые из них.

Почему мы существуем?

Свое существование мы изначально считаем само собой разумеющимся. Но если задуматься, то как и почему получилось, что мы существуем? Почему в мире есть животные, растения, разные неодушевленные вещи? И почему все они устроены определенным образом и подчиняются определенным законам?

Впрочем в философии действует так называемый "антропный" принцип, который гласит, что мир проявляет себя подобным образом, поскольку мы присутствуем в нем в качестве наблюдателей. Хотя это все же не отвечает полностью на вопрос, а откуда мы-то, собственно, взялись.

Реален ли окружающий мир?

Как доказать, что мир выглядит именно таким, каким мы его видим и осязаем, и что все это не колоссальная иллюзия? А может, наша реальность — это всего лишь симуляция, созданная более продвинутым разумом?

Если нас создал и контролирует кто-то другой, то мы можем понятия не иметь о нашей истинной сущности. Но для нашего удобства и безопасности (чтобы не сойти с ума) лучше считать условно, что наша Вселенная реальна.

Существует ли свобода воли?

Наличие или отсутствие детерминизма — одна из излюбленных тем для научно-философских дискуссий. Человеку обычно кажется, что у него есть выбор в той или иной ситуации. Но так ли это? Может быть, существует цепь причин и следствий, заставляющих нас действовать так, а не иначе? А квантовая механика утверждает, что мы живем во Вселенной вероятностей и наши поступки — вовсе результат случайности…

Недавние исследования в области нейрохирургии показали, что человеческий мозг принимает решение прежде, чем оно будет осмыслено. Но если мыслительные процессы идут на бессознательном уровне, почему мы все же выглядим сознательными существами, а не зомби?

Существует ли Бог?

Верующие люди не сомневаются в существовании Бога как разумного существа, а атеисты вообще отрицают существование каких-либо высших сил. Пожалуй, стоит прислушаться к мнению агностиков, которые считают, что наш разум слишком ограничен, чтобы познать устройство мироздания.

Есть, например, натурализм, утверждающий, что устройство Вселенной — это результат взаимодействия друг с другом автономно протекающих природных процессов. Хотя это не исключает так называемого "великого замысла", запустившего все механизмы движения Вселенной (деизм). Есть еще гностики, не сомневающиеся в существовании божественных сил, природа которых недоступна, однако, нашему опыту…

Можно привести массу доказательств того, что нами действительно кто-то или что-то управляет. Но реально познать Бога мы не можем.

Есть ли жизнь после смерти?

У верующих все просто: хорошие люди после смерти попадут в рай, а плохие — в ад… Материалисты же убеждены, что "по ту сторону" ничего нет и с угасанием сознания после кончины мир для человека исчезает, как и он сам. Однако никто из умерших с того света еще не возвращался, а случаи "чудесного воскрешения" или оживления после клинической смерти нельзя считать полноценной смертью.

Так что нам не у кого узнать, что ждет человека там, за гранью физического бытия. И мы не можем со стопроцентной уверенностью ни утверждать, что загробная жизнь существует, ни отрицать ее существования. Тем не менее, шанс на то, что со смертью наше бытие не заканчивается, остается — и довольно серьезный…

В метафизике есть понятие повторяющихся циклов. "Все, что есть и что было, все еще будет", — говорил знаменитый астрофизик Карл Саган. В свою очередь, его коллега Ханс Моравек считал, что мы всегда будем наблюдать эту Вселенную, оставаясь существующими в той или иной форме. Проверить эту весьма спорную идею, разумеется, не представляется возможным.

Что такое добро и зло?

Нам кажется очевидным, что одни вещи хороши, а другие — плохи. Достаточно почитать библейские заповеди или многочисленные морально-этические кодексы… Но на деле все гораздо сложнее. Иногда приходится жертвовать одной или несколькими жизнями ради спасения множества жизней… Спасенный ребенок может стать впоследствии маньяком или диктатором… В Средневековье тех, кого подозревали в колдовстве, пытали и жгли на кострах, чтобы они не могли причинять вред другим…

Получается, что однозначных моральных ценностей попросту не существует. То, что в одной ситуации кажется добром, в другой — оборачивается злом. И наоборот. Поэтому о добре и зле можно говорить лишь в узконаправленном, достаточно условном смысле, например, давать оценки в пределах одной социальной формации.

Автор Ирина Шлионская
Ирина Шлионская — автор Правды.Ру