Тайны Бермудского треугольника. Часть II

В 1925 году исчезло грузовое судно "Котопакси", совершавшее плавание из Чарлстона в Гавану. Хотя "Котопакси" довольно часто упоминается в легенде о Бермудском треугольнике, никаких других сведений об этом исчезновении, кроме маршрута и года, не приводится.

"Еженедельная сводка Ллойда об авариях на море", 11 декабря 1925 г., с. 355; судно потерпевшее аварию, — "Котопакси":

"Джексонвилл, 1 декабря. Пароход "Котопакси", вышедший 29 ноября из Чарлстона в Гавану с грузом угля, сообщил сегодня, что у него в трюме вода и судно имеет очень сильный крен, однако сигнал бедствия не был принят".
"Еженедельная сводка Ллойда об авариях на море", 18 декабря 1925 г., с. 396; судно, потерпевшее аварию, — "Котопакси":

"Лондон, 9 декабря. Получена следующая информация от 8 декабря: "Попытки установить местонахождение парохода "Котопакси" по радио и поиски силами спасательных катеров оказались тщетными".

"Регистр Ллойда". Суда, потерпевшие кораблекрушение. 1925-1926 гг.:
"Котопакси", 2351 брутто-тонна, США. Корпус стальной, клепаный. Маршрут: из Чарлстона, штат Северная Каролина, в Гавану. Груз: уголь. Вышел из Чарлстона 29 ноября 1925 года. Последнее сообщение по радио было принято 1 декабря. С тех пор никаких сведений о судне не поступало".

Даты, указанные в информации "Ллойда", дают ключ к выяснению причин гибели "Котопакси".

"Нью-Йорк Таймс", 2 декабря 1925 года, с. 17:
"Джексонвилл, штат Флорида, 1 декабря (А.П.). В то время как у западного побережья [Флориды] бушует, постепенно ослабевая, тропический циклон, на восточном побережье уже сняли знаки штормового упреждения и начались восстановительные работы... Ураган временно парализовал судоходство в тропических водах, но лишь одно единственное судно послало сигнал о помощи. Пароход "Ред Бёрд" компании "Мансон", направлявшийся в Гавану, не справился с волнами... и бросил якорь, чтобы при первой возможности войти в гавань Майами.
В Дейтона-Бич унесло в море три самолета, однако человеческих жертв не было.

Бюро погоды охарактеризовало этот циклон как "из ряда вон выходящий".
На следующий день ураган, причинивший большие разрушения на всем южном побережье США, ворвался в Нью-Йорк со скоростью, достигавшей 65 миль/час.
Хотя "Котопакси" и не упоминался в газетах, это судно находилось как раз в том районе, где пронесся ураган.

20 октября 1902 года в океане был обнаружен немецкий барк "Фрея", покинутый экипажем. Барк 3 октября вышел из Мансанильо (Вест-Индия), направляясь в Чили, и о нем ничего не было известно до тех пор, пока его не нашли лежащим на борту, без мачт и без экипажа. На носу болтался незакрепленный якорь, а календарь в каюте капитана был перевернут на 4 октября, из чего можно заключить, что несчастье произошло вскоре после выхода "Фрея" из порта. В эти дни в районе катастрофы дул лишь слабый ветерок.

Регистр Ллойда. Суда, потерпевшие кораблекрушение. 1900-1904. (Раздел называется "суда, покинутые экипажем), № 446:
"Фрея". 626 нетто-тонн. Германия.
Порт оправления: Мансанильо.
Порт назначения: Пунта-Аренас.
Груз: балласт.
Обстоятельства и место катастрофы: Масатлана.
Дата катастрофы: перед 21 октября 1902 года.
"Нейчур", 25 апреля 1907 года, с. 610, "Землетрясение в Мексике":
"Еще одно землетрясение продолжило серию землетрясений , что свидетельствует об усилении сейсмической и вулканической деятельности вдоль всего тихоокеанского побережья Америки".

"Подводные землетрясения часто происходят в этом районе земного шара, и, хотя их порой не замечают на берегу, они оказывают значительное воздействие на суда. Нам по крайней мере известен случай, когда в результате подводного землетрясения произошло кораблекрушение. Это весьма примечательная история. 3 октября 1902 года немецкий барк "Фрея" вышел из Мансанильо в Пунто-Аренас, и с тех пор о нем не было никаких вестей. Через двадцать дней судно нашли. Покинутое экипажем и со сломанными мачтами, оно лежало на борту. Никто не мог объяснить, что же случилось с "Фреей", но календарь в каюте капитана указывал на то, что катастрофа произошла 4 октября, то есть вскоре после выхода судна из порта; о том же говорил и якорь, все еще свободно болтавшийся на носу.

Судя по метеорологическим сводкам, с 3 по 5 октября в этом районе дул лишь слабый ветерок, но в те же дни, 4 и 5 октября, в Акапулько и Чильпансинго ощущались мощные подземные толчки, один из которых, возможно, вызвал на "Фрее" столь сильные разрушения, что экипаж был вынужден оставить судно".
Все варианты истории с "Фреей" прямо или косвенно ведут к статье, опубликованной в номере журнала "Нейчур" за 1907 год; никакие другие источники информации не известны. Главной темой статьи является серия землетрясений, произошедших на западном побережье Мексики. Здесь же располагаются города Мансанильо, Акапулько и Чильпансинго. которые упоминаются в рассказе о покинутом судне. Масатлан, вблизи которого по сообщению "Ллойда", была обнаружена "Фрея", также находится на тихоокеанском побережье Мексики."

"В 1909 году в Бермудском треугольнике исчез капитан Джошуа Слокам, самый знаменитый и самый искусный моряк своего времени. Он приобрел всемирную известность как первый человек на планете, сумевший в одиночку пройти под парусом вокруг земного шара. Это путешествие, которое заняло несколько лет и закончилось в 1898 году, он совершил на своей великолепной яхте "Спрей". Ему сопутствовала удача в преодолении трудностей, которые могли стать роковыми для большинства обычных людей и яхт. Он уходил от пиратов, гнавшихся за ним у побережья Морокко, выдерживал штормы, в которых гибли оказавшиеся поблизости крупные суда, отражал нападение дикарей в Магеллановом проливе и продолжал плавание даже после того, как его карты пришли в негодность.

На целую неделю он застрял в Саргассовом море из-за полного безветрия, а на подходе к Нью-Йорку его встретил самый жестокий из штормов, в какие он только попадал за годы своего путешествия; это был настоящий торнадо, причинивший Нью-Йорку большие разрушения.

Прошло всего несколько лет и тот же самый Джошуа Слокам, у которого хватило умения, мужества и хладнокровия успешно преодолеть самые тяжкие испытания, какие уготовила ему морская стихия, неожиданно пропал, совершая сравнительно короткое путешествие через Бермудский треугольник. 14 ноября 1909 года он отошел от острова Мартас-Виньярд и взял курс на Южную Америку; с того самого дня о нем не было никаких известий. По мнению тех, кто знал капитана Слокама, он был слишком хорошим моряком, а "Спрей" - слишком хорошей яхтой, чтобы они не справились с любой из обычных трудностей, какие может уготовить океан.

Никто не знает наверняка, что же произошло с Джошуа Слокамом и его "Спреем", хотя за семьдесят лет, которые прошли с его исчезновения, возникали самые различные слухи и сочинялись самые фантастические истории. Одни утверждают, что Слокама не видели с того самого дня, когда он отправился в плавание, которое могло оказаться еще одним кругосветным путешествием; другие сообщают, что встречали Джошуа в различных портах земного шара.

За эти годы было предложено не мало гипотез, объясняющих его исчезновение. В конце концов мог налететь ураган такой силы, что потопил яхту. "Спрей" мог сгореть. Он мог пойти ко дну, столкнувшись ночью с каким-нибудь судном. В прибрежных водах столкновение суденышка с большим кораблем не такая уж редкость. Огни на парусной яхте, как правило, довольно тусклые, иногда бывают не видны из-за ее же собственных парусов. Крупное судно могло легко разбить в щепы 37-футовый иол, и никто при этом не ощутил бы даже толчка. По словам Эдварда Роу Сноу, одного из самых известных американских писателей-маринистов, Слокам был потоплен почтовым пароходом водоизмещением около 500 тонн возле острова Тортола (Малые Антильские острова), когда шел к устью реки Ориноко.

Мнения о состоянии здоровья Слокама разделились. Его сын Виктор заявил, что отец чувствовал себя великолепно, тогда как другие замечали, что Джошуа начал стареть. Да и сам Слокам признавался, что ум его потерял прежнюю остроту и что временами у него происходит затмение сознания. Возможно, он упал за борт либо в результате несчастного случая, либо когда потерял сознание. А возможно просто умер естественной смертью, А "Спрей" затонул.

О мореходных качествах "Спрея" также велись долгие споры. Слокам утверждал, что его яхта совершенно по конструкции, что на ней можно пройти несколько сот миль, не прикасаясь к рулю, что кругосветное путешествие, которое он совершил, стало возможным лишь благодаря "Спрею". Однако многие придерживались иного мнения. Они настаивали, что Слокаму удалось благополучно завершить свое историческое плавание не благодаря "Спрею", а вопреки ему, и лишь замечательное искусство управления яхтой позволило Слокаму уцелеть в таких ситуациях, которые для любого другого на таком судне оказались бы роковыми.

Опытные моряки не раз предостерегали судостроителей, чтобы они не копировали "Спрей", поскольку плавание на яхте подобной конструкции опасно для каждого, кто не обладает мастерством Слокама. Один моряк, который видел "Спрей" перед уходом в его последнее плавание, заметил, что яхта постарела, так как и ее хозяин. Она стала грязной потрепанной, за ней явно не было надлежащего ухода.

Одни говорят, что встречали Слокама незадолго до его исчезновения в различных районах Вест-Индии, другие утверждают, что видели, как он плыл вверх по Ориноко уже после того, как его объявили пропавшим без вести. Высказывалось предположение, что Слокам не был счастлив со своей женой и решил исчезнуть, чтобы остаток дней провести вдали от мирской суеты.
Судьба Джошуа Слокама и его "Спрея" действительно является одной из тайн океана."

Рассмотренный случай никак не представляется простой гибелью столь опытного моряка, с огромнейшим стажем плаваний. Все те предположения и мнения, которые высказывали личности того времени являются не чем иным, как простейшими попытками объяснить необъяснимое. Тем более в то время да тем более в Америке появилась жажда денег: за любую информацию пресса платила деньги, что считалось легкой добычей. Конечно, некоторые версии объясняют многое, но предположение о гибели судна, как жертве именно Бермудского треугольника, остается основной и единственной, являющейся интересной нам.

В августе 1840 года рядом с Нассау (Багамские острова) обнаружили французское судно "Розали", покинутое экипажем, но не имевшее каких-либо повреждений, причем дрейфовало оно с поднятыми парусами. Предполагается, что "Розали" было оставлена людьми лишь за несколько часов до того, как была найдена. Корабль не имел течи, и ценный груз был в целости и сохранности, а единственный обитатель — полумертвая канарейка. Никому так и не удалось узнать, куда исчез экипаж.

"Таймс" (Лондон), 6 ноября 1840 г., с. 6: "Покинутое судно". Нассау, Багамские острова, от 27 августа: "Несколько дней назад здесь произошелстранный случай. Одним из наших небольших каботажных судов в море было встречено французское судно, покинутое экипажем (рейс Гамбург — Гавана). Судно оставалось под парусами, и ничто не указывало на наличие каких-либо повреждений. Весьма ценный груз, состоявший из вина, фруктов, шелка и т. д. находился в прекрасном состоянии. Все судовые документы были в целости и сохранности.

Промеры показали, что в трюме было три метра воды, однако течи не было. Из живых существ на судне обнаружили только полумертвых от голода кошку, пару кур и нескольких канареек. Каюты офицеров и пассажиров были обставлены весьма элегантно, и все указывало на то, что их покинули совсем недавно. В одной из кают лежали разбросанные в беспорядке предметы дамского туалета, но людей на борту не оказалось. На судне находилось несколько тюков с товарами. которые были адресованы различным коммерсантам в Гаване. Судя по всему, корабль был оставлен экипажем всего несколько часов назад. Это большое совсем новое судно называется "Розали". О судьбе его экипажа никаких сведений получить не удалось."

После "Таймс" мало где еще было упомянуто судно "Розали". Вернее нигде, кроме архива "Ллойда" обнаружилось два сообщения, но относящиеся не к "Розали".
Дж. Ф. Лейн, помощник редактора публикаций "Ллойда" о кораблях, 15 августа 1973 г.: "Должен сообщить, что, к сожалению, в архивах "Регистра Ллойда" не упоминается о каком-либо инциденте, который произошел в районе Багамских островов с судном, называвшимся "Розали".

Однако в редакции "Ллойда" были записи, касающиеся судна "Россини", у которого была похожая судьба на "Розали". "Бюллетень Ллойда", 25 сентября 1840 года: Гавана, 18 августа. "Россини", следовавший из Гамбурга в Гавану, 3 августа сел на мель возле острова Муарес (Багамский пролив). Экипаж и пассажиры спасены". "Бюллетень Ллойда", 17 октября 1840 года: Гавана, 5 сентября. "Россини", следовавший из Гамбурга в Гавану и севший 3 августа на мель в районе острова Муарес (Багамский пролив), был обнаружен 17 августа без единой живой души на борту и отведен в порт как судно, брошенное экипажем".

Сообщений о данных двух судах очень много, поэтому можно предположить, что оба они — это один единственный корабль, при этом маршрут у них был одинаков. Также названия очень похожи, значит, можно предположить, что ошибся либо автор, либо редактор статьи, не совсем поняв названия судна, так как в то время все писалось от руки. "Россини" упоминается, как судно, севшее на мель, при чем обнаружили ее без экипажа, а нашли ли экипаж или нет — неизвестно. Но тайна ходит и вокруг "Розали": во-первых, существовало ли такое судно, во-вторых, это может скрыть правительство, чтобы не делать шуму. К сожалению, никакими дополнительными сведеньями мы не располагаем.

Это судно уже без людей нашли между Азорскими островами и Португалией. Вспоминают судно чаще всего, как одну из жертв Бермудского треугольника. О судне рассказывали столько, что уже трудно отличить, где правда, а где вымысел, и что же на самом деле произошло.

"Мэри Селест" - бригантина длиной 103 фута и водоизмещением 282 тонны, была обнаружена в океане грузовым судном "Деи Гратиа" 4 декабря 1872 года. Оба судна загрузили свои трюмы в Нью-Йорке в начале ноября. "Мэри Селест" под командованием капитана Бриггса вышла из Нью-Йорка 7 ноября и направилась в Геную. "Деи Гратиа" под командованием Морхауза отошел от причалов Нью-Йорка 15 ноября и взял курс на Гибралтар."

Через месяц Морхауз встретил "Мэри Селест", но заметил странности в поведении судна: оно шло под всеми парусами. но такими зигзагами, что капитану пришлось приказать морякам подняться на борт судна, которое оказалось пустым (хотя должно: капитан Бриггс, его жена. дочь и восемь человек экипажа). Единственная спасательная шлюпка также исчезла, и можно предположить, что она была спущена на воду (или же ее сорвало).
Обстановка судна: существует много версий, но все они сходятся в следующем: на корабле все было в порядке, вещи капитана были также в сохранности. Обитатели судна перед неизвестным несчастным случаем готовились к обеду, так как еда была на плите, а вся посуда вымыта и расставлена. На стене все еще тикали часы, на столе стояла бутылка с машинным маслом, что говорит о спокойном море. 1700 баррелей спиртных напитков (груз корабля) был полностью цел. Судовые документы, кроме вахтенного журнала, исчезли, что произошло и с навигационными приборами. Да кстати, паруса были немного порваны (практически незаметно). Под койкой капитана лежала сабля: одни говорят — измазанная кровью, другие — ржавчина. На борту оставался шестимесячный запас пищи и воды. "Мэри Селест" обнаружили в 500 милях к востоку от Азорских островов, а последняя запись в судовом журнале была сделана 24 ноября, когда судно было в 100 милях к западу от указанного выше места.

Капитан Морхауз привел "Мэри Селест" в Гибралтар, за что получил небольшое вознаграждение. Судебное разбирательство не помогло в выяснении местоположения экипажа.

Появились версии, предположения. Вот одно из них: капитан Морхауз и его команда обвинялись в том, что они — пираты, потопив всех членов экипажа "Мзри Селест" они хотели привести судно в порт и получить за него вознаграждение. Еще одна версия: команда "Мэри Селест" учинила набег на бочки со спиртными напитками, находившимися в трюме. Уильям А. Ричард, министр финансов США, написал открытое письмо, опубликованное в "Нью-Йорк таймс" 23 марта 1873 года: "Обстоятельства дела вызывают весьма мрачные опасения, что капитан судна, его жена и ребенок и, возможно, старший помощник были убиты озверевшими от выпивки матросами, которые, по-видимому, получили доступ к бочкам со спиртными напитками, составлявшим значительную часть груза. Судя по всему, судно было покинуто экипажем в период между 25 ноября и 5 декабря; экипаж либо погиб в море, либо, что более вероятно, был подобран судном, направлявшимся в один из портов Северной или Южной Америки либо Вест-Индии."

Еще предполагают, что корабль попал в шторм, и его членам показалось, будто бы судно тонет, в результате чего они спустили шлюпку на воду и. очевидно, все до одного погибли.

Существует еще очень много версий по этому поводу, но все не перечислить.
31 января 1880 года от Бермудских островов отошел британский корабль "Аталанта", на котором находилось 290 курсантов и офицеров. На пути в Англию он исчез, не оставив никаких следов.

"Таймс" (Лондон), 13 апреля 1880 г., с. 6: "Прошло уже 72 дня с тех пор, как "Аталанта", учебный парусный корабль, отошла от Бермудских островов, возвращаясь в Портсмут, и, поскольку у нас до сих пор нет никаких сведений о ней, возникли опасения, что она получила серьезные повреждения из-за ураганных ветров, недавно отмеченных в этом районе, и, возможно, снесена с курса. Хотя Адмиралтейство уже распорядилось отправить к Азорским островам на поиски "Аталанты" транспортное судно "Уай", Их Светлости сочли все же необходимым отдать приказ эскадре [из пяти кораблей] идти сначала к Азорским островам, а затем обратно в Бантри-Бей (Ирландия) с целью собрать сведения о пропавшей "Аталанте". Корабли пойдут развернутым строем на расстоянии прямой видимости друг от друга, что позволит как можно тщательнее исследовать этот район океана".

Лоуренс Д. Куше "Бермудский треугольник: мифы и реальность"

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *