Космические бомбардировщики — путь от мечты к реальности

Космобомберы: Предыстория идеального оружия

Ядерный заряд, огромная скорость, невозможность сбить средствами ПВО — вот лишь некоторые причины, по которым космические бомбардировщики называют "идеальным оружием". Но, несмотря на бравурные заявления, пока космобомберы остаются для держав милитаристским "святым Граалем", который все никак не удается обрести, хотя путь уже проделан огромный. Вот лишь первые шаги.

Технические требования

Параллельно освоению околоземного и космического пространства при помощи ракет, ведущие державы второй половины XX века — СССР и США — пытались создать, прежде всего в военных целях, машины, которые бы сочетали возможности самолетов (самостоятельный взлет и посадка, многоразовое использование) с перспективными ракетными технологиями (достижение гиперзвуковых скоростей и выход в открытый космос).

Причины именно такого сочетания понятны. Ведь космическое оружие, которое взлетает с обычной взлетнопосадочной полосы и действует на высотах, недосягаемых для ПВО, со скоростью, которая бы обеспечивала выполнение военной задачи на расстоянии тысяч километров, на удаленных от точки взлета театрах военных действий, после чего аппарат возвращается в течение пары часов, — это мечта. Чтобы ее воплотить, воздушное судно должно было сочетать в себе большую скорость, большую дальность полета, выход в околоземное пространство.

Рожденный ползать летать не сможет?

Одновременное удовлетворение всех требований, не считая специфически военных, приводило к крайне противоречивым требованиям к движку, к материалам, из которых должен был состоять аппарат, к конструкции его корпуса, а также к вместимости и химическим характеристикам топлива, которое потребуется для заправки двигателя.

Например, движок такого рода космического самолета должен был действовать и в земной атмосфере, и в безвоздушном пространстве. Требования к двигателю в этом случае сильно бы разнились. Ведь, с одной стороны, воздушно-реактивные двигатели, применяемые в самолетах, используют энергию смеси воздуха, забираемого из окружающей атмосферы, с продуктами окисления топлива кислородом, который забирается из воздуха же. Развиваемая двигателями такого рода скорость может достигать 3-5 М. (Это более 3000 километров в час. Число Маха используется для измерения сверхзвуковых скоростей. — Прим. ред.). Такого рода двигатели стоят на дронах-разведчиках Lockheed D-2 компании "Локхид Мартин". Но более массово применяются двигатели другого типа — двухконтурные турбореактивные, турбовентиляторные и турбовинтовые. Скорость самолетов при этом обычно держится в диапазоне 1-3 М, зато КПД двигателя достигает 70-80 процентов. Фактически нет ни одного современного самолета, что пассажирского, что военного, что отечественного, что зарубежного, который бы не летал на подобного типа двигателях.

С другой стороны, ракетные двигатели преобразуют в кинетическую энергию результат горения ракетного топлива и окислителя, — тот же кислород, который не забирается из окружающей среды, а находится непосредственно на борту судна. (Двигатель выводит ракеты в безвоздушное пространство, отсюда и необходимость "все свое носить с собой"). Окислителя требуется в несколько раз больше, чем самого топлива.

При этом вес ракетных двигателей, которые на данный момент все еще остаются двигателями одноразового использования, может достигать несколько сотен или даже тысяч тонн. Соответственно, реализация космического самолета только на ракетном двигателе оказывалась дорогой, а сам самолет был ограничен в своих возможностях, включая длительность полета.

Ракетопланы — лучше, чем ничего

Первыми в деле испытания гиперзвуковых космических самолетов — ракетопланов — были США. Аппарат типа Х-15, который разрабатывался фирмой NAA (North American Aviation), совершил около 200 полетов, некоторые из которых превысили высоту в 100 километров, а значит стали суборбитальными. Правда, время полетов было небольшим — 10-15 минут, хотя максимальная скорость достигла 6,7 М. Стартовало же космическое судно на высоте 15 километров с бомбардировщика Б-52.

Следующей была программа Х-20 Dyna Soar. Если во время Х-15 ВВС США больше экспериментировали с самой возможностью запускать воздушные суда на высоту 100 километров и выше, то теперь амбициозные деятели американского военного ведомства решили создать полноценный космический бомбардировщик.

Реализация программы заняла 10 лет, с 1953 по 1964 годы. Она включала в себя кучу тестов, планировались также суборбитальные запуски и орбитальные полеты. В отличие от Х-15, Х-20 на необходимую высоту должен был доставляться ракетой-носителем типа "Титан". Однако, несмотря на колоссальные затраченные средства, программа была свернута тогдашним главой Минобороны США Робертом Макнамарой. Приоритет был отдан программе "Джемини", из которой впоследствии "вылупился" небезызвестный "Аполлон", на территории экс-СССР широко известный благодаря стыковке с космической станцией "Союз" под их общим названием "Союз-Аполлон".

Прошел еще с десяток лет, на дворе были уже 1980-е годы, президентом США был "великий коммуникатор" Рональд Рейган, а околоземное пространство бороздили, помимо советских ракет, космические челноки (программа Space Shuttle), взлетавшие с космодрома на мысе Канаверал. Комплекс Space Shuttle представлял собой пилотируемый человеком космический челнок, большой топливный бак и два твердотопливных ускорителя, при помощи которых челнок и выводился на необходимую орбиту.

Параллельно с США похожие системы отрабатывались и в СССР, но единственным советским многоразовым транспортным космическим кораблем, который взлетел, был "Буран". Его отличительной особенностью было то, что свой полет он совершил в беспилотном режиме. Если бы это происходило в наши дни, мы бы назвали этот корабль дроном или роботизированным автономным беспилотным космическим судном. В любом случае стоит отметить, что полет "Бурана" опередил свое время.

Перед тем, как мы перейдем к нашему времени, стоит отметить, что "Буран" первоначально задумывался в качестве военной системы. Он должен был стать ответом на американскую программу Space Shuttle, которая в тот момент в СССР воспринималась как сугубо военная (хотя ни в одном открытом документе военных ведомств или НАСА нет упоминаний о ее военном назначении, как нет таких сведений и в переписке или воспоминаниях участников программы).

Немирный космос

Конец XX века ознаменовался распадом СССР и активным растеканием космических технологий по всему земному шару. Строить и проектировать свои космические самолеты стали все более-менее развитые страны мира: Британия, Япония, Индия, Китай и т. д. Тем не менее, очередной прорыв, в первую очередь военный, совершили именно США.

Дело было во времена Буша-младшего. Тогдашний министр обороны, Дональд Рамсфельд принял амбициозный план перевооружения американской армии. Досталось и военно-космическим силам США. Программа военного превосходства Рамсфельда предполагала, в частности, насытить армию новейшими роботизированными беспилотными комплексами, новейшими системами связи, управления. Это не считая традиционных средств поражения военной силы противника. И вот тут-то опыт "Бурана" оказался как нельзя кстати.

К тому моменту программы по разработке космического бомбардировщика были фактически заморожены. Президент Клинтон деньги, предназначенные ВВС, перенаправил в пользу бюджета НАСА, на программу "Х". Авиационные генералы не долго горевали и предпочли по-быстрому договориться с астронавтами из НАСА.

Сотрудникам НАСА были предъявлены требования по увеличению длительности полета, скорости челнока и его автономности. В 2001 году министр Рамсфельд уже прямо отдавал приказ военным исследовать возможность "суборбитального космического судна" на предмет способности нанесения глобального быстрого военного удара. Скорость последнего должна была составить от 30 до 90 минут.

Ничего удивительного, что раскопавшие эту историю журналисты принялись, ссылаясь на военных, рассказывать о том, что США замышляют создать целый воздушный флот космических бомбардировщиков. Военные и не думали отнекиваться.

Опытный образец, который тогда испытывался НАСА, значился под номером Х-37. Именно он станет в будущем основной новых, весьма засекреченных, космических челноков, выполняющих секретные миссии на околоземной орбите…