Закон, "подрезающий крылья" дронам, подстегнул изобретателей

Будущее дронов — отсутствие человеческого фактора

Обратите внимание, как идут все промышленные революции — увеличение производительности достигается уменьшением использования простого физического труда. Чем дальше, тем больше человека заменяют всевозможные механизмы. Коммерческое использование дронов это возможность сделать более эффективными безопасность и наблюдение, транспортные услуги и документальные съемки. Но на пути их использования есть несколько ограничений — юридических и технических. Что касается юридических ограничений, то одним из пионеров в этой области оказались США, принявшие этим летом правила, регулирующие применение дронов.

Dura lex, sed lex

Правила оказались несколько более жесткими, чем ожидалось. В частности, FAA ограничила допустимый вес гражданских дронов коммерческого назначения 19,5 килограммами. Но важнее то, что пилоты должны всегда оставаться в зоне наблюдения за полетом дрона. Конкретно это правило ограничивает возможность использовать БПЛА в качестве систем доставки грузов.

Кроме того, дроны могут использоваться только днем, максимум — в сумерках. Они могут применяться на высоте не выше 400 футов над землей (многие надеялись хотя бы на 500 футов). Они не могут работать на тех людей, равно как и управляться теми людьми, которые не участвуют в системе управления дронами — то есть с лизингом будут проблемы. Дроны не могут управляться с едущей машины, за исключением случаев, когда это "малонаселенная территория".

Вдобавок управление дронами потребует сертификации пилотов. Сертификация будет проводиться соответствующими органами, обеспечивающими безопасность в области авиации и транспорта (TSA). В противном случае во время управления дроном рядом должен обязательно присутствовать сертифицированный пилот. Сертификация подразумевает прохождение и сдачу определенных тестов, пилот должен быть не моложе 16 лет.

От несовершенства законов — к совершенству технологий

Несмотря на ограничения, реакция на принятие правил была в массе своей положительной, поскольку само их принятие стало основой, на которой будет развиваться и наращиваться применение дронов, в результате чего их услуги станут дешевы с течением времени. Но для этого нужно решить еще технические проблемы в виде автономного полета, взлета и посадки.

Собственно, это ключевые моменты для индустрии дронов. Решение данных задач обеспечит БПЛА либо заранее определенными (и прошитыми в "железе") навигационными алгоритмами (будет ли это полет по заранее заданных точкам, в соответствие с детально разработанной рельефной картой местности или чем-то другим — не суть важно), либо — путем оснащения их соответствующей аппаратурой и софтом, которые позволят дронам самим производить навигацию в пространстве в соответствие с рельефом местности (как пример — Arbe Robotics или Skydio). Первый вариант — проще, второй — перспективнее и в целом надежней.

Правда, тут есть и новые препятствия, которые исходят уже от недавно введенных правил регулирования. С другой стороны, правила касаются США, в других странах таких ограничений просто нет. Это позволяет американским производителям экспериментировать с системами автономного полета в странах "третьего мира".

Очень важный момент — обеспечение автономности работы. У большинства дронов время работы ограничивается аккумуляторами. Это требует фактически постоянного участия человека, чья обязанность — подзарядка или замена аккумуляторов дронов. Поэтому система автономной зарядки — это в прямом смысле "то, что доктор прописал".

В этом вопросе есть подвижки у Airobotics, компании, пытающаяся предоставлять такого рода услуги. Правда, пока ей не удается избавиться от потребности в человеке, который наблюдает за процессом, но со временем и это может оказаться лишним.

Чтобы убрать контроль со стороны человека, нужно оснащение дронов компьютерным зрением, завязанным на упрощенную систему принятия решений. То есть на такую систему, которая могла бы в реальном времени анализировать и принимать решения, предвидеть некоторые опасные ситуации и либо осуществлять маневры по уклонению, либо связываться с оператором, предупреждая его о них.

Правила — чтобы их нарушать

Новые правила регулирования индустрии дронов заставили многих производителей думать, как обойти требование, чтобы дрон "находился в поле зрения". Человек не может постоянно находиться рядом с дроном, это снижает возможности применения технологии. Логичный вывод — сделать дрон более автономным.

Принятые ограничения не позволяют использовать дроны для удаленного зондирования земли и наблюдения за пожарами, развитием стихийных бедствий, для надзора за удаленной стройкой и для доставки туда грузов. С другой стороны, ограничения понятны: никому не хочется иметь дело с последствиями падения дрона кому-нибудь на голову. В общем, опасения понятны.

Но, понятны и попытки обойти их, поскольку технология многообещающая. Это то, что пытается сделать Iris Automation — стартап, которому едва исполнился год.

"Это визуальный мир, так что БПЛА должны иметь зрение", — заявил Алекс Хармсен, глава совета директоров компании и один из ее основателей. Решение заключается в производстве специализированных компонентов и софта, которые позволяли бы дрону распознавать препятствие и принять решение по его обходу. При этом, как уверяют производители, эффективность софта не зависит от марки и типа дрона, на котором оно может использоваться. Совместные тестовые полеты уже производятся (конкретно, с компанией 3DRobotics).

Весьма закономерное решение привлекло внимание ряда фондов (Bee Partners и Y Combinator), которые надеются при помощи этого софта убедить FAA и соответствующие службы, регулирующие транспортную деятельность и безопасность на транспорте, снять ограничения на применение дронов: "Мы надеемся их убедить, что дроны могут сосуществовать с пассажирской авиацией, и что вероятность столкновения примерно такая же, как и с реактивным самолетом, если не ниже".

Тут им придется попотеть, потому что пока ситуация с безопасностью дронов весьма своеобразная. Например, год назад, дрон упал на голову ребенка во время теннисных соревнований US Open. Или другой пример: во время спортивных состязаний дрон упал на голову женщине и нанес ей тяжелые травмы. И как бы дронолобби ни пыталось все свалить на криворуких "любителей", которым делать нечего, кроме как поиграться в "крутых пилотов", понятно, что есть определенная опасность использования дронов в населенных пунктах.

В Африке дроны вот такой крутизны

Впрочем, компания-производитель системы уверяет, что она будет обрабатывать данные в реальном времени, так что дрон не столкнется с внезапно появившимся на его пути другим дроном, деревом, зданием. Это очень даже неплохо, особенно если вспомнить о расширении возможностей применения дронов. Так, в конце июня, известная на рынке БПЛА компания Flirtey Inc. продемонстрировала рабочий вариант прибрежного дрона-доставщика. Важная особенность: дрон, построенный из алюминия и деталей, "распечатанных" на 3D-принтере, стартовал с баржи, находившейся в заливе Делавер. Он доставил на берег медицинские компоненты, в том числе образцы крови, инсулин, аптечки первой помощи.

Практический смысл таких испытаний очевиден: далеко не все живут в легкодоступных местах, рядом с больницами или даже с дорогами. В Африке много поселений среди пустыни или саванны, в отдалении от цивилизации. Дроны же позволяют доставлять в случае необходимости критически важные медикаменты в те места, куда автотранспорт не проедет (например, из-за разрушенной дороги). Кстати, при тестировании присутствовали члены Управления по координации гуманитарных вопросов (UNOCHA) и некоторых НПО, работающих в области оказания экстренной гуманитарной и медпомощи, а так же сотрудники ряда научных институтов и лабораторий.

Ряд ведущих компаний, таких как DroneDeploy и Skycatch, уже начинают обкатку технологий на африканском континенте, подальше от законодательных запретов.

Читайте статью на английской версии Pravda.Ru

Автор Фархат Измайлов
Фархат Измайлов — журанлист, внештатный корреспондент Правды.Ру