Газированное Безумие

24 апреля 1833 года в США была запатентована газированная вода. Секрету этого напитка мы должны быть обязаны Джозефу Пристли, британскому химику, богослову, философу. Последствия этого открытия мы наблюдаем каждый день. Джозеф Пристли родился 17 марта 1733 года в Англии, в маленьком селе Филдхеде в графстве Йоркшир. Его родители — глубокие кальвинисты — толкнули сына на выбор его первой профессии: Джозеф поступил в духовную Академию и учился там на священника. Но скоро его слишком либеральные идеи вынудили его покинуть Академию и начать служить в небольшой церкви в городе Лидсе.

В одной из своих поездок в Лондон Пристли познакомился с выдающимся ученым Бенджамином Франклином, впоследствии ставшим его верным другом. Эта встреча положила начало его опытам и исследованиям в области электричества. Вскоре последовали первые, зачастую совершенно случайные результаты и выводы — он установил, что графит проводит электрический ток, научно доказал процесс фотосинтеза, определил свойства закиси азота (в том числе открыл "веселящий газ"), открыл кислород. Этого было достаточно, чтобы признать Пристли как великого химика. Но открытием, которым ежедневно пользуются миллиарды людей на Земле и даже не догадываются об его авторе, является открытие одного из свойств диоксида углерода, с помощью которого стало возможным создать газированную воду.

Открытие секрета газировки было таким же неожиданным, как и многие из его открытий. Наблюдая за работой местной пивоварни, Пристли заинтересовался, какого рода пузырьки выделяет пиво при брожении. Контейнеры с водой, которые Пристли поместил над чанами с варящимся пивом, вскоре зарядились пузырьками, которые на деле оказались углекислым газом. Попробовав получившуюся жидкость, Джозеф был поражен ее неожиданно приятным резким вкусом, а в 1767 году он сам изготовил первую бутылку газированной воды. В 1833 году газировка была запатентована в США. Пожалуй, это единственная точно известная дата в истории газированной воды, к сожалению, Джозеф Пристли не оставил нам даты самого открытия. Сейчас невозможно представить мир без таких гигантских компаний, как Coca-Cola или Pepsi-Cola, а ведь они напрямую используют изобретение Пристли! Без этого британского химика мы бы сейчас жили бы в другом мире. Масштабы продаж прохладительных газированных напитков огромны, сегодня только в США ежегодно на них тратится более 50 миллиардов долларов.

Всемирно известная компания Coca-Cola была первой, кто догадался использовать изобретение Пристли в коммерческих целях. Сам напиток был создан практически случайно. Обычный американский фармацевт Д.С Пембертон сварил у себя в саду новый сироп, который оказался идеальным для производства прохладительного напитка и сразу же понравился местным жителям. Была образована компания, создано название для продукта — Coca-Cola, придуман уникальный товарный знак. Товар оказался востребованным, объемы продаж все увеличивались и увеличивались, компания была безоговорочным лидером на рынке, пока...

Пока в 1898 году не была создана компания Pepsi-Cola. Новый напиток обладал отличным от Coca-Cola вкусом, завоевал популярность у масс, стал рекламироваться и продаваться повсеместно, став на долгие годы единственным реальным конкурентом Coca-Cola. В 20-ые годы компанию постиг неожиданный крах, но в 1931 ее выкупил коммерсант Чарльз Гут, и напиток начинает новый путь к вершине популярности.

С тех времен до нынешних дней Coca-Cola и Pepsi-Cola ведут извечную, непрекращающуюся борьбу за потребителя. Менялись лозунги, слоганы, тактики и стратегии компаний, и сейчас мы являемся свидетелями и непосредственными участниками этой схватки - ведь именно за нами выбор, какой напиток купить, да и купить ли вовсе, или воздержаться. Особым интересом к газированным напиткам обладают дети и подростки. Именно они являются большинством в массе покупателей газировки.

Однако, поголовный интерес американских школьников к газированным напиткам, кажется, стал вызывать опасение у директоров школ. Например, в школах Лос-Анджелеса уже запретили продавать детям в школах газировку. Это связано с тем, что, по мнению некоторых экспертов, именно газированные напитки, в больших количествах потребляемые детьми, являются причиной эпидемии ожирении в США и роста заболеваемости диабетом. Представители образовательных учреждений надеются, что этот шаг поможет улучшить здоровье школьников. Они даже готовы смириться с материальными потерями — ежегодно учащиеся только одной школы тратят на газировку в среднем 53 000 долларов. Однако, высказываются сомнения по поводу целесообразности таких запретов. Представитель Национальной ассоциации газированных напитков Шон МакБрайд считает, что проблема не в газировке, а в малоподвижном образе жизни.

Нам решать, что предпочтем мы — пить газированные напитки или остаться пассивными наблюдателями. Одно ясно — рынок газированных напитков, начавшийся со случайного открытия Джозефа Пристли, в наши дни является независимым, крупным, и очень важным фактором современной жизни. Для некоторых настолько важным, что даже высказывались предложения объявить 24 апреля (день, когда газировка была запатентована) Днем Газированной Воды. Неизвестно, что из этого выйдет, но ясно то, что, если праздник утвердят, в тот день продажи газировки вырастут в сотни раз.

Андрей Чиж

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *