Вооружение Российской армии - новейшая противовертолетная мина

Противовоздушная мина - гроза вертолетов

Новейшую противовертолетную мину, которая будет принята на вооружение российской армии в ближайшее время, успешно испытали на полигоне Ашулук в Астраханской области. Снаряд способен поразить летательный аппарат на высоте до 200 метров и будет обладать мощным психологическим воздействием на пилотов вертолетов, привыкших к совсем другим угрозам.

Противовоздушная мина — гроза вертолетов. Новейшая противовертолетная мина

Начальник инженерной службы ВВС РФ полковник Алексей Хазов пояснил, что противовертолетная мина в конце 2013 года прошла испытания и в скором времени будет принята на вооружение. Она способна поразить вертолет или любой другой летательный аппарат на высоте до 200 метров, воздействуя на него ударным ядром, действующим по принципу кумулятивного заряда. Вес и габариты нового боеприпаса пока не разглашаются. Но известно, что новую мину будут устанавливать дистанционными средствами минирования, в том числе с вертолетов.

"Она будет стоять на земле в ожидании объекта. При его приближении она автоматически переводится в боевое положение, и, когда объект попадает в зону поражения, она будет на него работать", - сообщил Алексей Хазов. Он добавил, что на случайные помехи эта мина не реагирует. При разработке мины учитывались особенности вертолетов. Легкая боевая машина, двигающаяся на высоте не выше 100 метров, становится недоступна для радаров — они ее не видят и не могут определить местонахождение. Теперь, однако, винтокрылым машинам придется держаться от земли подальше, поскольку они вполне могут попасть под выстрел ударного ядра такой противовертолетной мины. "У нас есть аналогичная противотанковая мина Т-83, она также срабатывает на бронированный объект. Но противовертолетная мина - это полностью новая разработка", - подчеркнул Хазов.

Читайте также: Запад обсуждает новую экипировку армии России

Что можно добавить к этому сообщению? Бесспорно, очень хорошо, что российский арсенал пополняется современными средствами борьбы, вне всякого сомнения, лучше иметь такие мины, чем не иметь их. А история их появления в вооруженных силах такова…

Еще в далеком прошлом люди пытались уничтожать живую силу противника, зарывая в землю пороховые заряды и засыпая их камнями. Причем яму под сам заряд копали с наклоном в сторону противника, так что получалась своего рода "пушка", выбрасывающая в направлении цели груду камней. Конечно, требовалось стечение целого ряда обстоятельств, чтобы такая мина сработала. Однако действовала она в случае успеха по плотным массам пехоты просто сокрушительно, и совершенно не понятно, почему М. И. Кутузов на поле Бородина не распорядился прикрыть такими минами позиции русских войск, ну скажем, у тех же Семеновских флешей, где направление атаки французов было хорошо известно.

Затем по практически этому же принципу противовертолетные мины начали устраивать у себя в горах афганские душманы! В скалистом грунте на месте возможного пролета вертолета или его посадки устраивалась яма, в нее укладывалась взрывчатка, а сверху наваливались камни. Датчик взрывателя представлял собой полоску жести, подсоединенный к двум проводам питания. Взрыв происходил, когда сильный поток воздуха от снижающегося вертолета отклонял эту пластинку и замыкал электрическую цепь взрывателя. Камни взлетали вверх на 50, 100 и даже 200 метров, и при этом могли серьезно повредить вертолет, а ударная волна от взрыва и вовсе его опрокинуть. Однако установка таких ловушек требовала много времени и взрывчатки.

Затем, стремясь выйти на международные рынки вооружений, разработкой таких мин уже на основе современных технологий занялись в таких странах, как Болгария и Австрия.

Так, например, первая болгарская противовертолетная мина AHM-200-1 представляла собой достаточно сложный боеприпас, состоящий из нескольких узлов, монтируемых на общей подставке. В их число входил миниатюрный маломощный радиолокатор, акустический датчик, боевая часть, системы питания электроники и автоматика, отвечающая за обнаружение цели и подрыв боевой части. Общий вес мины равнялся 90 кг, так что "удовольствие" это было явно не из легких.

Максимальная дальность обнаружения цели радиолокатором у этой мины — 150 метров, а команда на подрыв боевой части дается при приближении цели к мине на расстояние не более 100 метров.

Читайте также: 10 проектов DARPA улучшают орудия убийства

Интересно, что боевая часть мины AHM-200-1 состоит из двух блоков. Основной блок имеет цилиндрическую форму и размещается в ее средней части. Заряд взрывчатого вещества этого блока имеет характерную воронку, облицованную металлом, то есть в ней используется кумулятивный эффект, открытый Чарльзом Монро еще в конце XIX века. Благодаря такой конструкции во время подрыва заряда образуется ударное ядро, способное повредить вертолет на расстоянии в несколько десятков метров. Дополнительный блок боевой части имеет прямоугольную форму. Внутри него размещаются 17 кг тротила и готовые осколки в виде металлических шариков. Срок работы мины в автономном режиме — 30 суток, причем на ней имеется система неизвлекаемости: при попытке разминирования она подрывает ее боевую часть.

Ряд специалистов, однако, высказывают мнение: если судить по тому, что противовертолетные мины до настоящего времени не получили широкого распространения, а типы таких боеприпасов можно буквально пересчитать по пальцам, армии развитых стран не видят особого смысла в закупках и использовании такого вооружения. Противовертолетные мины в качестве средства противовоздушной обороны заданного района будут дублировать зенитные ракетные и артиллерийские системы (причем делать это с заметным проигрышем в эффективности). Ну, а использование таких боеприпасов в качестве инструмента диверсий против аэродромов противника связано со значительными сложностями. Выходит, что противовертолетные мины могут в полной мере реализовать свой потенциал только при их использовании партизанскими формированиями. Естественно, что регулярные войска в подобном вооружении фактически не нуждаются, хотя с другой стороны… его следует иметь хотя бы только для того, чтобы эти мины было кому поставлять в случае необходимости!

В конечном итоге один из самых интересных видов вооружения, несмотря на все свои положительные качества, оказывается еще и одним из самых бесполезных с точки зрения практического применения. Вероятно, в будущем появятся новые типы противовертолетных мин, однако уже сейчас можно предугадать перспективы этих разработок. Они вряд ли смогут получить большое распространение. Более того, даже начало серийного производства таких мин можно считать маловероятным.

Как видите, данный прогноз в отношении российской армии на сегодня не оправдался и российские военные считают необходимым иметь самые современные средства вооруженной борьбы абсолютно на все случаи жизни!

Понятно, данные о новой мине носят противоречивый характер, однако есть информация, что на ней установлен комбинированный акустико-инфракрасный датчик цели. Акустическая чувствительность его составляет не более 0.6 децибел, что позволяет обнаруживать и уверенно определить шум мотора дельтаплана на дальности 0.6 км, а вертолета до 3.2 км. Система селекции шумов позволяет выделить звук мотора самолета или вертолета на фоне шумов моторов наземной техники, взрывов, и стрельбы.

Читайте также: На медной подошве в ядерном хранилище

Как только шум будет распознан как звук двигателя воздушной цели, то на расстояние не менее 1 км производится разворот боевой части (то есть она у этой мины еще и вращается!) в ее сторону и включение инфракрасных датчиков цели (4-6 датчиков), которые определяют точное направление на цель и дальность до нее. При этом захват другой цели в это время исключается. Комбинация одновременной работы акустического и инфракрасных датчиков исключают реакцию мины на тепловые противоракетные ловушки, в целях безопасности устанавливаемые сегодня на многие боевые вертолеты.

При входе цели в зону поражения (полусфера радиусом 150 метров) производится подрыв мины и ударное ядро, движущееся со скоростью около 2500 км/час, поражает вертолет. Целью считается источник звука и инфракрасного излучения одновременно — то есть двигатель летательного аппарата. Ну, а если цель в зону поражения не вошла, то при удалении на расстояние более 1 км происходит отключение инфракрасных датчиков, и мина вновь переводится в положение "я тебя жду". Устанавливать новые мины на местности можно будет и вручную, и при помощи системы дистанционного минирования, что, безусловно, значительно ускоряет такую работу. К тому же наша мина значительно легче болгарской (вес всего 12 кг), а срок пребывания ее в боевом состоянии больше в разы, при значительно более высокой боевой эффективности!

Автор Вячеслав Шпаковский
Вячеслав Шпаковский — журналист, писатель, внештатный корреспондент Правды.Ру