Американцы работают над созданием космического корабля класса Dragon, аналог российского "Союза"

В США пробуют изобрести свой "Союз"

Объявив об экономических санкциях против России, в США, похоже, забыли о своей орбитальной космонавтике, которая полностью зависит от российских "Союзов", доставляющих на МКС астронавтов. Теперь американцы, чтобы сохранить лицо и бюджет, вынуждены срочно изобретать аналог нашей ракеты-носителя, сконструированной еще при СССР десятки лет назад.

Есть такие коронные фразы, которые сразу же входят в политический, а значит и в культурный лексикон. "Кузькина мать" — Хрущева, "Хотели как лучше, а получили как всегда" — Павлова, а теперь вот еще и "Батут" Рогозина, на котором он предложил американцам отправлять в космос своих космонавтов — все это из одной "оперы". Но неужели американцы согласны в данном случае так и остаться на вторых ролях? Конечно, нет! Более того, они вроде бы уже полным ходом работают над тем, чтобы создать космический корабль даже более совершенный, чем российские "Союзы".

Речь идет о презентации космического корабля класса Dragon ("Дракон"). Согласно поступившей информации, ее устраивает транспортная компания SpaceX, а происходить она будет на заводе в Калифорнии. Причем это будет совершенно новая модель космического корабля, предназначенная в первую очередь для перевозок астронавтов НАСА на МКС (Международную космическую станцию). Необходимость в новейшем космическом транспорте обусловливалась тем, что Российская Федерация в ответ на санкции со стороны Америки намерена прекратить участие в финансировании проекта МКС в 2020 году, так что кроме пресловутого батута американцам тогда действительно ничего и не останется. Впрочем, Штаты не были бы самым богатым и могущественным государством на земном шаре, если бы не попытались найти выход из этого унизительного положения и не постарались быстро подготовить на это свой ответ.

Новая модель космического аппарата Dragon V2, создателем которой является Элон Маск, разработчик и, по совместительству, основатель компании SpaceX принципиальным образом отличается от всех до сих пор создававшихся космических аппаратов. Ну, а в целом космические разработки являются последними в ряду его успешных начинаний, включая разработку очень перспективного электромобиля марки "Тесла".

Читайте также: Бога-громовержца зачислят в ВВС Британии

"Все это время, до 2020 года, будет потрачено на испытание новых космических аппаратов и кораблей, поскольку прекращение проведения тестирований может привести к нежелательным последствиям", — заявил Элон Маск журналистам и против этого ничего не возразишь. Действительно, зависимость любой экономически развитой страны от политической конъюнктуры не может длиться вечно и очевидно, что возникшая потребность так или иначе будет решена. Вот "Дракон" и является одной из попыток решения данной проблемы.

В настоящее время Dragon V2 является усовершенствованной версией базового корабля-грузоперевозчика "Дракон". Уже трижды в течение последних двух лет его предшественник доставлял продукты питания и припасы на МКС, то есть успешно справлялся с функцией грузового космического аппарата, но теперь новый его вариант будет оснащен новой системой безопасности, которая предназначена для функционирования практически на всех участках траектории взлета. Согласно предварительной информации, он будет работать в тандеме с надежной американской ракетой нового поколения Falcon 9 ("Сокол")

Напомним, что НАСА полностью прекратило полеты собственных шаттлов еще в начале 2011 года и, еще с тех пор, транспортную связь с Международной космической станцией осуществляют исключительно корабли "Союз" российского производства, что обходится бюджету Соединенных Штатов Америки в 71 миллион долларов, в расчете только на одного астронавта. Частная компания SpaceX, согласно предварительной информации, обещала понизить себестоимость примерно в 3,5 раза (до 20 миллионов долларов), однако это может произойти только в будущем и только при условии, что частота полетов будет находиться на высоком уровне. Потребность в собственном, а главное, недорогом "космическом такси" стала для Соединенных Штатов еще более острой, в связи с кризисом на территории Украины, вызвавшим ухудшение отношений с Россией. "Именно тот факт, что Америка зависима от Российской Федерации, является крайне унизительным", — подчеркнул Маск.

Санкции, которые Вашингтон ввел в отношении Кремля в начале апреля текущего года, предусматривают запрет на какие-либо поездки в Россию представителей НАСА, совместное участие в конференциях, приглашения чиновников из РФ на объекты агентства и переписку с ними. Исключение сделано только для совместной работы на Международной космической станции и для вероятных встреч на мероприятиях, имеющих международный характер, которые проводятся в третьих странах.

Читайте также: "Наутилус-Икс" защитит покорителей Марса

Что же представляет собой аппарат "Дракон", с помощью которого американцы хотят бросить вызов нашему "Союзу"? Он состоит из двух модулей: командного-агрегатного отсека конической формы и переходника для стыковки со второй ступенью ракеты-носителя, который служит негерметичным контейнером для размещения грузов и одноразового оборудования — солнечных батарей и радиаторов системы охлаждения. Энергоснабжение корабля, как и у российского "Союза" обеспечивают солнечные батареи и аккумуляторы. В отличие от американского корабля "Аполлон", на котором американцы летали к Луне, "Дракон" является практически моноблочным кораблем. Двигательная установка, топливные баки, аккумуляторы и другое оборудование агрегатного отсека возвращаются вместе с ним, что на сегодня является уникальным инженерным решением.

"Дракон" разрабатывается в нескольких модификациях: пилотируемой (экипаж до 7 человек), грузо-пассажирской (экипаж 4 человека + 2,5 тонны грузов), и грузовой, в котором он уже использовался, а также модификация для автономных полётов "DragonLab". Спуск аппарата осуществляется при помощи парашютной системы, и тут нет ничего нового. Однако планируется оснастить капсулу тормозными ракетными двигателями и тогда "Дракон" сможет опускаться на Землю подобно всем космическим кораблям из научно-фантастических книг и кинофильмов — то есть за счет их работы, "опираясь на столбы огня". То есть в перспективе это должен быть многоразовый космический корабль, что как раз и позволит самый существенным образом снизить цену на полеты на нем.

Читайте также: Запад обсуждает новую экипировку армии России

Почему американцы так торопятся с демонстрацией нового аппарата и его испытаниями понятно. Имеется официальное заявление правительства России, что США больше не сможет использовать усовершенствованные ракетные двигатели, которые производятся в России, для вывода военных спутников на орбиту, и что РФ в одностороннем порядке полностью прекратит собственное участие в проекте МКС, начиная с 2020 года. Данный проект в основном оплачивается Америкой, однако без российских космических кораблей НАСА не сможет продлить срок функционирования космической станции. Однако продление функционирования МКС хотя бы на четыре года дало бы возможность корпорации Bigelow Aerospace возможность завершить разработку новой коммерческой станции в космосе.

Надо сказать, что ситуация сегодня в мире такова, что Российская Федерация, согласно оценкам американских специалистов, серьезным образом настроена на соревнование с США в космическом плане. Так, РФ всерьез намерена начать постройку станции на Луне, которая начнется уже в 2030 году. Эксперты уверены, что подобное поведение России станет вызовом для НАСА, которое полностью прекратило свои лунные исследования в соответствии с указом президента. Что же касается США, то Барак Обама свернул государственную программу пилотируемых полетов и сделал ставку на финансовое поощрение тех коммерческих предприятий, которые занимаются разработкой космических кораблей. То есть частному бизнесу в этой области оказывается всемерная поддержка. Однако в любом случае выбор, который сделал Обама, является более проблематичным, даже несмотря на то, что он предшествовал нынешнему политическому кризису в российско-американских отношениях. Дело в том, что, несмотря на то, что современные достижения в области космических технологий, хотя в принципе и можно купить, нужны десятилетия на накопления опыта работы в этой области. Новации и инновации в этой области все это замечательно. Однако требуется солидная государственная поддержка этой отрасли, если мы хотим создать действительно нечто стоящее.

Читайте также: Робот-гранатометчик - живучий снайпер

Частные компании в данном случае плохи тем, что ориентированы исключительно на прибыль и на положительный результат. Нет его, имеют место катастрофы и неполадки — значит, нет и гарантированной прибыли, потому что, кто же будет в этом случае связываться с компанией-неудачником? Пока испытания "Дракона" шли довольно успешно, но имели уже место сбои при запусках самой ракеты "Сокол". И оптимизм в столь сложных проектах это, конечно, хорошо. Однако желательно всегда иметь "подушку безопасности" в лице государства, которое вполне может ведь и отвернуться от этого проекта, если дела с ним пойдут не очень хорошо!

Автор Олег Шевченко
Олег Шевченко — журналист, филолог, внештатный корреспондент Правды.Ру