Андроиды в космосе

"Робонавт-2" готов к полету в космос

В феврале нынешнего года в НАСА планируют запустить на МКС человекообразного робота Robonaut 2 (R2). Специалисты сообщают, что он вполне готов к такому полету. Правда, его ноги пока не прошли всю процедуру тестирования, поэтому их пришлют ему следующим транспортным кораблем. Однако и без ног этот робот вовсе не беспомощен…

Человекообразные роботы (или, как их еще принято называть, андроиды) уже давно стали персонажами произведений, написанных в жанре научной фантастики. Эти существа, как правило, являются помощниками космонавтов, многое знают и умеют, избавляя тем самым космических исследователей от выполнения множества рутинных работ. До последнего времени считалось, что все это — выдумки литераторов. Однако буквально на днях эти выдумки, судя по всему, смогут воплотиться в реальность.

Недавно НАСА объявило, что в феврале планируется запуск на МКС специального транспортного корабля, который доставит на борт первого космического человекоподобного робота, которого ученые назвали Robonaut 2 (сокращенно R2). Этот андроид — результат совместных разработок специалистов НАСА, инженеров компании General Motors и сотрудников оборонного исследовательского агентства DARPA. Впервые этот уникальный механический "астронавт" был представлен широкой публике почти год назад. Все это время проходили тестирования и испытания андроида, которые, по словам сотрудников НАСА, успешно завершились в январе нынешнего года.

Читайте также: Марс исследует робот с большими полномочиями

Как же выглядит этот загадочный R2 и, главное, что он умеет? Внешне данный механический помощник похож на знаменитого Робокопа, персонажа одноименного голливудского фильма. Он имеет два глаза-телекамеры, дающие ему трехмерное зрение. Кроме того, его конечности снабжены пятипалыми кистями, по тонкости манипуляций совсем чуть-чуть уступающие человеческим. Так что данный робот может с одинаковым успехом действовать и инструментом для ремонта (молотком или дрелью), и тряпкой для протирки стен, и шариковой ручкой. Кроме того, испытания на Земле показали, что R2 достаточно силен — он способен поднять груз весом 9,07 килограмма, как удерживая его вблизи туловища, так и на вытянутой руке.

Ноги же этого "астронавта" пока еще проходят дополнительное тестирование, поэтому в свой первый полет он отправится без них, закрепленный на неподвижном постаменте. Ученые обещают поторопиться и прислать ему нижние конечности следующим рейсом. По данным инженеров, эти конечности будут оборудованы ступнями, которые смогут удержать R2 на любой поверхности, в том числе на внешних стенках космической станции.

В "безногом" варианте R2 будут использовать следующим образом: он будет выполнять учебные задачи на приборной доске, имеющей те же переключатели, коннекторы и кнопки, которыми пользуется экипаж. После того как андроид "получит" ноги, ему придется взять на себя роль "домохозяйки" на МКС. Он будет вытирать поручни, пылесосить воздушные фильтры и выполнять другие рутинные задачи для экипажа.

Правда, для того чтобы все успевать, роботу потребуется мощный источник энергии, или, проще говоря, аккумулятор. Пока R2 не имеет такового и "питается" от сети, однако разработчики уверяют, что к моменту старта андроид будет снабжен несколькими комплектами источников питания, тестирование которых должно закончиться буквально на днях.

Итак, как только R2 освоится внутри станции, ему на орбиту доставят новый компьютер со специальным программным обеспечением. Космонавты заменят им прежний "электронный мозг" андроида (который, кстати, размещается не в голове, а в груди робота), и список выполняемых им задач сразу же возрастет.

"После замены компьютера экипаж сможет послать робота выполнить определенные задачи, связанные с пребыванием в открытом космосе, и подготовить все к тому, чтобы затем пришли астронавты и быстро сделали свою работу. R2 может находиться в космосе столько, сколько необходимо, тогда как люди — только ограниченное время, — рассказывает один из создателей андроида Роб Эмброуз из Космического центра НАСА им. Л. Джонсона в Хьюстоне. — Кроме того, в случае чрезвычайной ситуации R2 первым выйдет наружу и поспешит решить проблемы. Он сделает это быстрее, чем астронавты, которые сначала должны будут надеть скафандры, а потом несколько часов сбрасывать давление в шлюзовой камере, прежде чем выйти из нее в космос".

В то же время все разработчики этого уникального "механического астронавта" подчеркивают, что R2 будет работать не вместо человека, а вместе с ним. Компьютер андроида будет находиться на постоянной связи с вычислительными системами МКС, поскольку "искусственным интеллектом" этот робот все-таки не обладает и сам формулировать задачу не может. Однако, как показало тестирование, он способен быстро и четко выполнять команды оператора. Кстати, они подаются с помощью специальной компьютерной программы, а вовсе не голосом, поскольку "ушей" у R2 нет. Голос у него также отсутствует.

Зато через его удивительные глаза-камеры экипаж сможет видеть то, что видит робот, и в соответствии с обстановкой давать ему точные команды. Подобное технологическое ноу-хау открывает перед R2 большие перспективы. Создатели этой чудо-машины говорят, что в дальнейшем к нему можно будет добавить колеса, чтобы R2 мог разведать потенциальное место посадки на планету или астероид и после обследования незнакомой планеты подготовить там рабочее место для астронавтов. Не исключено, что когда-нибудь этот андроид сможет даже получить реактивный ранец.

Кстати, интересно, что дальнейшее развитие проекта Robonaut предусматривает как один из вариантов высадку робота на поверхность Луны. С помощью него ученые будут удаленно "ходить" по поверхности, изучать лунный грунт, а также настраивать оборудование. НАСА неоднократно заявляло о том, что планирует запустить робота на Луну в 2013—2014 годах. Такой проект, по словам специалистов, будет намного экономнее, чем отправка на Луну человека. Однако пока реальную подготовку к лунному путешествию R2 еще никто не начинал.

А почему данная машина имеет в своем имени индекс 2? Дело в том, что у нынешнего андроида уже были предшественники, R1A и R1B, которых создали в 1996 году специалисты НАСА и DARPA. Правда, в космос этим механическим помощникам слетать так и не удалось. Однако каждого из них подвергли испытаниям в условиях, близким к условиям в открытым космосе, где они показали свою надежность и устойчивость. Данные, полученные в результате подобных тестирований механизмов, весьма помогли в создании вышеупомянутого R2.

Следует также заметить, что на МКС механического астронавта ожидает встреча со своим "коллегой" — канадским двуруким роботом Декстром (также известным под названием SPDM — Special Purpose Dexterous Manipulator, или "гибкий манипулятор специального назначения"). Его создали специалисты из компании MacDonald Dettwiler Space and Advanced Robotics и Канадского космического агентства (Canadian Space Agency). Этот "астронавт" работает на МКС с 2008 года и уже успел зарекомендовать себя при выполнении различных работ в открытом космосе с самой лучшей стороны.

Правда, андроидом данный механизм назвать сложно, поскольку он совсем не похож на человека. Декстр выглядит как безголовое туловище, оснащенное двумя ловкими руками трехметровой длины. Обе его руки имеют семь суставов, что дает им сильную гибкость в сочетании с большой точностью движений. В конце каждой руки находится система OTCM (орбитальный типовой элемент замены — механизм замены инструментов), в которую входят встроенные цепкие захваты, выдвижная головка, монохромная телевизионная камера, подсветка и разделяемый соединитель. Последний обеспечивает питание, обмен данными и видеонаблюдение за полезным грузом.