Тайна Тунгусского метеорита раскрыта

Через 102 года после падения в тунгусской тайге знаменитого небесного тела ученым наконец-то удалось определить место падения одного из его осколков и изучить необычный состав вещества этого космического пришельца. Исследование было проведено с помощью уникального прибора — георадара. В результате было доказано, что это был вовсе не метеорит, а комета.

Тайна тунгусского метеорита давно привлекала внимание исследователей из разных стран мира. Пожалуй, ни один гость из космоса за всю историю человечества не наделал своим появлением столько шума, как в прямом, так и в переносном смысле этого слова. Причем самое удивительное состоит в том, что за сотню с небольшим лет, прошедших после этого события, ученым так и не удалось разгадать данную загадку.

Что же произошло в районе реки Подкаменная Тунгуска в далеком 1908 году? Очевидцы события рассказывают, что 30 июня около 7 часов утра над территорией Центральной Сибири в северо-западном направлении пролетело нечто, напоминающее гигантский шар-болид.

Его полет сопровождался звуковыми и световыми эффектами и закончился мощным взрывом с последующим сплошным повалом тайги в междуречье Кимчу и Хушмо — притоков Подкаменной Тунгуски.

Читайте также: К Земле приблизился второй Тунгусский метеорит

Этот взрыв произошел в 7 часов 14 минут местного времени. Он сопровождался мощным землетрясением, которое зафиксировало большинство сейсмологических станций мира, и воздушной волной. Отмечалось, что отзвук взрыва на Тунгуске был слышен за 800 км от эпицентра, взрывной волной было повалено 2100 км² леса, а в радиусе 200 км были выбиты стекла некоторых домов. Вскоре после него началась магнитная буря, продолжавшаяся 5 часов.

Вот как описывает это событие находившийся поблизости местный житель Семен Семенов:

"Только я замахнулся топором, чтобы набить обруч на кадушку, как вдруг на севере небо раздвоилось и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три.

После удара пошел такой стук, словно с неба падали камни или стреляли из пушек, земля дрожала, и когда я лежал на земле, то опасался, как бы камни не проломили головы. В тот момент, когда раскрылось небо, с севера пронесся горячий ветер, как из пушки, который оставил на земле следы в виде дорожек. Потом оказалось, что многие стекла в окнах выбиты, а у амбара переломило железную закладку для замка двери".

Несколько позже, в ночь с 30 июня на 1 июля, в десятках населенных пунктов Западной Европы и России наблюдалось интенсивное свечение неба, ночные светящиеся облака и необычайно красочные сумерки. По спектральным наблюдениям, проведенным в Германии и Англии, данное свечение не относилось к полярному сиянию, а имело какую-то другую природу.

Изучая это явление, французский астроном Фелликс де Руа первым высказал предположение о том, что 30 июня Земля столкнулась с облаком космической пыли. Позже эту гипотезу поддержали несколько других видных ученых, в частности В.И. Вернадский. Правда он считал, что, возможно, это было не простое облако пыли, а замороженное, то есть осколок ядра кометы. Однако большинство астрономов решили, что тунгусское происшествие является результатом падения на Землю гигантского метеорита.

Первая экспедиция к месту катастрофы была направлена только лишь в 1921 году, однако ее участникам так и не удалось побывать там. Только в 1927 году группа исследователей под руководством Леонида Алексеевича Кулика смогли добраться до эпицентра взрыва.

Самое интересное состоит в том, что никакогократера,оставшегосяотудараметеоритаоЗемлю,ониненашли.Еще одна странность тунгусской катастрофы состояла в том, что рядом с предполагаемым местом падения метеорита лес был повален на значительной площади, а вот в самом эпицентре взрыва он остался стоять. Получается, что пришелец взорвался в воздухе, так и не достигнув поверхности планеты.

За все последующие годы исследователям так и не удалось найти ни метеоритного кратера, ни самих осколков небесного тела. Многие ученые задавались вполне логичным вопросом — а был ли сам метеорит?

Высказывались гипотезы о том, что взрыв устроило не небесное тело, а вырвавшийся из недр Земли болотный газ (правда следов его присутствия в этом месте тоже не обнаружили), или о том, что причиной катастрофы были тайные эксперименты Николы Теслы с электричеством. Однако все эти версии также не получили никаких подтверждений.

Первые шаги к разгадке тунгусской тайны были сделаны в 2007 году группой итальянских исследователей. Их экспедиция провела геологическую разведку дна и берегов озера Чеко, находящегося в нескольких километрах от центра взрыва, и установила, что данный водоем представляет собой коническую воронку с довольно большой глубиной — 50 метров.

Все это наводит на мысль о падении здесь куска от Тунгусского метеорита. Также кандидатами на роль "кратеров" оказались расположенные неподалеку болото Бублик, Сусловская и Клюквенная воронки.

И вот в 2010 году в район падения метеорита отправилась экспедиция Владимира Алексеева из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований (ТРИНИТИ). Ученые взяли с собой георадар — уникальный прибор, способный просвечивать землю до глубины 100 метров. В результате исследований Сусловской воронки было установлено, что эта впадина образовалась в результате сильного удара небесного тела о поверхность Земли.

Структура дна этой воронки оказалась следующей: сверху находятся слои современной вечной мерзлоты, ниже лежат ее разрушенные слои, и, наконец, еще глубже обнаруживаются фрагменты космического тела. Предварительный анализ показал, что оно представляет собой громадный кусок льда, по всей видимости, отколовшегося от ядра кометы.

Напомню, что знаменитые "хвостатые звезды" состоят из весьма необычного льда, образованного из замороженных космическим холодом воды, метана и других газов в смеси с твердыми частицами. За ядром массой в сотни миллиардов тонн следует многокилометровый хвост, состоящий из разреженных газов, образующихся при испарении этого льда Солнцем.

Получается, что при приближении к Земле ледяное ядро кометы разлетелось на осколки, которые были разбросаны взрывом на несколько километров. Упав на поверхность нашей планеты, они образовали несколько кратеров, в число которых входит и изученная группой Алексеева Сусловская воронка. "Оторвавшийся" же хвост кометы рассеялся по атмосфере, вызвав то самое странное свечение неба, которое наблюдали в ночь после падения небесного тела.