На месте Египта когда-то было озеро

Рассматривая старые спутниковые фотографии, американские ученые пришли к выводу, что 250 тысяч лет назад на большей части современного Египта находилось озеро, величина которого превышала размеры Байкала. Считается, что в процессе формирования озера принимали участие и воды Нила, и подземные источники. Однако 80 тысяч лет назад оно вдруг исчезло…

Иногда изучение старых фотографий может привести к сенсационному открытию. Недавно американские ученые, исследуя современными методами топографические снимки, сделанные со спутника еще в 1980-е и 1990-е годы, пришли к выводу, что на месте современного Египта некогда находилось громадное озеро. Причем оно сформировалось примерно 250 тысяч лет назад, то есть тогда, когда человечество уже существовало как вид.

Эти выводы группы специалистов под руководством Теда Максвелла из Центра земных и планетарных исследований при Смитсоновском институте (США) подтверждают и палеонтологические находки, сделанные не так давно. В регионе Туска, который и был местом, где озеро возникло, были обнаружены окаменелости рыб и характерные для пересохшего водоема особенности местного рельефа. Кроме того, в составе древних отложений встречается в больших количествах ил, причем не речной, а озерный.

Пока исследователи еще не поняли, почему в далекие времена в этом месте возник водоем протяженностью 350 километров и площадью более 68 тысяч квадратных километров (больше современного Байкала). Считается, что в процессе формирования озера принимали участие и воды Нила, и подземные источники. Не исключено, что в те времена Нил тек по несколько иному руслу, нежели сейчас. Также возможно, что определенную роль в формировании озера сыграли колебания земной коры, превратившие в то время мирные родники в бурные подземные потоки.

Читайте также: Всемирный потоп уничтожит человечество

Исчезновение же озера 80 тысяч лет назад ученые связывают с тем, что со временем оба источника питания водоема, как речной, так и подземный, постепенно иссякли. Кстати, не так давно египетские ученые наблюдали похожую ситуацию, только в более миниатюрном масштабе. Мощные разливы Нила в 1998 году создали несколько небольших водоемов на "окраине" Сахары, однако спустя пять лет вода к ним перестала поступать, и теперь они практически пересохли. Видимо, что-то подобное произошло и много лет назад.

Сложно сказать, насколько образование, а потом исчезновение озера повлияли на природные сообщества Северной Африки. Ущерба человеческим цивилизациям эти события точно никакого не нанесли — в те времена здесь не было постоянных поселений людей. Судя по всему, в озере и вокруг него не успели образоваться эндемичные виды растений и животных, поскольку оно просуществовало весьма недолго — всего 170 тысяч лет, что для эволюции не больше чем для нас одна неделя.

Локальные наводнения, то есть быстрые затопления суши, происходили в прошлом неоднократно, но на очень ограниченном пространстве — всю планету они никогда не охватывали и большого урона обитателям земли не наносили. Самое крупное из достоверно подтвержденных наводнений случилось 6 миллионов лет назад на территории Средиземноморья, тоже, кстати, недалеко от Египта.

К тому времени из-за изоляции от Индийского и Атлантического океанов Средиземное море пересохло, превратившись в обширную котловину глубиной местами почти 5 километров относительно уровня Мирового океана. Дно ее постепенно заполнилось трехкилометровым слоем гипса и соли, образованным в процессе испарения морской воды, а в теплых рассолах неглубокихозер,сохранившихсявнекоторыхместах, могли выжить только особые бактерии — галоархеи. Этот этап в истории региона называют Мессинским кризисом — по названию провинции Сицилии, где издревле добывали соль.

Геологи достаточно точно установили время, когда Мессинский кризис подошел к концу, — это произошло 5,33 миллиона лет назад, когда воды Атлантического океана начали проникать по тектоническим трещинам через западный борт котловины. В какой-то момент вода проточила в породах довольно широкое русло — нынешний Гибралтарский пролив — и хлынула водопадом в сухую засоленную низменность. Наполнение Средиземного моря происходило очень быстро — всего 15-20 тысяч лет, в течение которых в нем поселились обычные морские сообщества.

Интересно, что гипотезу о катастрофически быстром наводнении в котловине Средиземного моря одним из первых высказал советский геолог Иван Чумаков, работавший на строительстве Асуанской плотины в Египте в 1970-х годах и обнаруживший во время бурения древнее русло Нила, заполненное морскими осадками. Мессинское наводнение значительно повлияло на климат в регионе, но к существенным перестройкам в биосфере не привело.

И если мир животных и растений Северной Африки в свое время "не заметил" того, что пропало целое море, то уж появление, а затем исчезновение одного озера тем более никак не отразилось на местных природных сообществах. Хотя люди, населяющие Египет, где с водой, как известно, плоховато, наверняка были бы рады лишнему озеру неподалеку от дома.

Впрочем, вполне возможно, что со временем Египет будет окружен морем не с двух, а с трех сторон. Не так давно ученые Лондонского королевского общества заявили, что в Африке происходит рождение нового океана. В одном из регионов Эфиопии — Афаре — постепенно образуется впадина, которая, заполняясь морской водой, в будущем поделит Африканский континент на два. Впрочем, произойдет это еще не скоро.

Геологи, привыкшие отсчитывать изменения на планете миллионами лет, почувствовали перемены в Афаре в последнее пятилетие. В 2005 году всего за десять дней трещина длиной 60 километров раскрылась до 8 метров в глубину. Этот раскол обусловлен поднятиями с глубин раскаленной магмы, которые и привели ранее к появлению трещины. Подземные процессы все еще продолжаются, так что, по мнению ученых, в итоге скальное ложе разрушится и на его месте образуется впадина, которая будет быстро заполнена водами из Индийского океана.