Конец последней "охоты на ведьм"

2 сентября 1965 года закончилась одна из самых мрачных эпопей в истории отечественной науки. Второго сентября на совместном заседании Президиума АН СССР, коллегии Министерства сельского хозяйства и Президиума ВАСХНИЛ под председательством президента АН СССР Мстислава Келдыша был рассмотрен вопрос о дальнейшей целесообразности продолжения работ группы "исследователей", возглавляемой академиком Т. Д. Лысенко.

В ходе данного заседания было установлено, что работы данной группы на самом деле не привели ни к какому конкретному результату, а сообщения о достигнутых успехах являются ничем иным, как следствием подтасовок данных. На этом же заседании был вынесен приговор печально известной "мичуринской биологии" (к созданию которой, кстати, сам Мичурин не имел никакого отношения, это направление было целиком и полностью разработано самим Лысенко и его последователями) — все концепции данного направления были признаны лженаучными.

Тогда же, 55 лет назад классическая генетика была реабилитирована, и все многие исследователи, подвергшиеся гонениям в годы ее запрета, вновь смогли вернуться к научной работе. Казалось, что наконец-то истина восторжествовала и последней в истории человечества "охоте на ведьм" был положен конец. Тем не менее, что удивительно, до сих пор в СМИ и Интернете можно встретить публикации, в которых Лысенко объявляется несправедливо оклеветанным гением, а запрет на генетику — правильной и обоснованной мерой.

Читайте также: Чем ученые напугали бизнесменов?

Для того, чтобы разобраться в том, кто прав, а кто нет, следует вспомнить события, происходившие в мировой и отечественной науке в середине двадцатого столетия. Тогда многие ученые были озабочены поисками носителей наследственной информации. Сам механизм наследования признаков в общих чертах был уже известен, но вот найти молекулярные структуры, которые отвечали бы за осуществление данного процесса, никак не удавалось.

Ученые Советского Союза подозревали, что, скорее всего, наследственные молекулы находятся в ядрах клеток и как-то связаны с хромосомами. Казалось, что пройдет еще немного времени и загадочное "наследственное вещество" будет открыто. Но именно в этот ответственный момент на небосклоне отечественной науки появляется "темная" звезда по имени Трофим Денисович Лысенко.

Откровенно говоря, до сих пор непонятно, почему этого человека, который был агрономом, то есть практиком, не имевшим даже элементарного теоретического образования, сразу же зачислили в теоретики селекции. При этом он буквально на каждом шагу демонстрировал свою чудовищную безграмотность в вопросах теоретической биологии (судя по рассуждениям Лысенко об учении Дарвина, он даже "Происхождение видов путем естественного отбора" не читал в подлиннике, поскольку постоянно приписывал английскому ученому то, чего он на самом деле не говорил). Тем не менее именно Лысенко поручили разоблачить "заблуждения" генетиков, что он и сделал на печально известной сессии ВАСХНИЛ в 1948 году.

Весьма странным представляется само предположение о том, что агроном вообще способен адекватно критиковать генетиков (это такая же нелепица, как если бы правоведу поручили критиковать квантовую физику). Неудивительно, что в его докладе на сессии ВАСХНИЛ и в последующих работах использовались в основном не биологические, а идеологические аргументы. Например, такой, что исследования теоретической генетики не отвечают реальным нуждам народного хозяйства.

Это была откровенная ложь. Конечно, никакие генетические разработки не могли повысить урожаи за пять минут, но, ни один теоретик никогда и не ставит перед собой такую задачу (академик Вавилов, например, честно говорил о том, что на селекцию новых сортов культурных растений будут потрачены годы). Теоретическая наука должна открыть новый закон природы, построить модель его функционирования и уже на основе этой модели предложить практикам варианты использования данной закономерности.

Из этого следует, что в отсутствии конкретных практических разработок виноваты не теоретики, а практики, в числе которых находился и сам товарищ Лысенко.

А разработок этих не было потому, что, помимо безграмотности Лысенко является образцом поразительной научной нечистоплотности. Это проглядывается во многих его так называемых "научных" достижениях. Например, он считается автором метода яровизации (охлаждения семян для повышения их всхожести) и во всех статьях, посвященных этому методу, гордо именует себя первооткрывателем. При этом уже тогда было доподлинно известно, что на самом деле впервые данную методику разработал немецкий ученый И. Г. Гаснер задолго до лысенковского "открытия". Но сам Трофим Денисович об этом как-то "забыл".

Весьма интересными выглядели и "проверки" данного открытия Лысенко. Они основаны на сводках, которые ему присылали из колхозов, практиковавших яровизацию. При этом достоверно известно, что ни сам ученый, ни его ученики даже не удосужились проверить эти данные. А ведь в сводках могла быть и подтасовка (за плохие урожаи тогда могли посадить всю администрацию колхоза), и просто неверно выполненные подсчеты (математику тогда колхозники знали плоховато).

Кроме того, Лысенко и его последователи сами активно занимались подтасовками. Взять хотя бы знаменитую историю с посевами по стерне (то есть среди остатков нижних частей злаковпосле уборки урожая, при этом перепахивания почвы не происходит). Этот метод был предложен Трофимом Денисовичем для того, что бы сохранить озимые от гибели при сильных промерзаниях почвы в зимний период. При первом посеве всхожесть действительно увеличилась, однако, как это было установлено впоследствии, так произошло потому, что зима в том году была очень теплой.

В последующие годы всхожесть семян, посаженных на стерне, не только не повышалась, а наоборот, ухудшалась. Тем не менее эти данные были начисто проигнорированы лысенковцами, которые продолжали восхвалять и всячески популяризировать изобретенный их "вождем" метод.

Лысенко также было свойственно объявлять свои результаты истиной в последней инстанции и совершенно игнорировать любые другие исследования в этом направлении. Это хорошо иллюстрирует предложенный им метод летней посадки картофеля, который предписывал сажать клубни не в мае, а в конце лета. По мнению академика, причиной болезней и вырождения картофеля являлись высокие температуры в почве, которые характерны для весны. Версию, говорящую о том, что причина, возможно, в не в повышенных температурах, а в поражении картофеля вирусными инфекциями (она в дальнейшем подтвердилась) Трофим Денисович не только игнорировал, но еще и называл "лженаучным измышлением" (по некоторым сведениям, академик вообще не верил в существование вирусов).

Итак, приведенные выше факты из биографии Трофима Денисовича рисуют нам вовсе не "оклеветанного гения", а безграмотного и нечистоплотного карьериста. Это же подтверждается при внимательным изучении его работ (читая их, выясняешь, что товарищ Лысенко даже писал безграмотно, а уж считать умел хуже, чем первоклассник).

Многие до сих пор удивляются — как такой человек мог стать ведущим ученым страны? Куда смотрели власти и лично товарищ Сталин? Но весь секрет в том, что уровень образования "вождя народов" в вопросах биологии был примерно таким же, как и у Лысенко. Неудивительно, что они быстро нашли общий язык. А вот образованные генетики очень раздражали сталинскую администрацию своими непонятными терминами и высоким интеллектуальным превосходством. Поэтому их и решили "прижать к ногтю" — чтобы не умничали.

Запрет генетики и прекращение всех исследований в этой области обернулись для нашей страны величайшей катастрофой. Советская биология была отброшена на столетие назад, поскольку, как известно, именно генетика является теоретической основой данной науки. В результате таинственное наследственное вещество — ДНК — открыли в 1953 году американец Д. Уотсон и англичанин Ф Крик. А ведь это открытие могли бы сделать гораздо раньше отечественные специалисты.

Так почему же сегодня вновь и вновь многие пытаются реабилитировать Лысенко? Наверное, потому, что лженаука всегда кажется проще, чем настоящая наука (примером тому служит то, что астрология, например, до сих пор куда более популярна, чем астрономия). Для того, что бы разобраться в любой лженаучной концепции, не нужно иметь специального образования и вообще напрягать извилины. А вот с научной теорией такой номер не пройдет, что бы понять ее, нужно долго учиться и развивать интеллект. Но этого как раз многие делать не любят.