Расклад меняется: Жириновского стали любить больше Зюганова

С прицелом на "серебро": Почему ЛДПР обошла КПРФ

Социологические исследования фиксируют значительный рост популярности ЛДПР. Либерал-демократы вполне могут обойти коммунистов и эсеров на предстоящих выборах в Государственную Думу.

По мере приближения 18 сентября картина расположения партий в рейтинге электоральных предпочтений россиян становится всё более определённой.

Согласно данным опроса, проведённого ВЦИОМ в середине мая, почти половина россиян готовы отдать свои голоса за "Единую Россию". Ничего удивительного и сенсационного в этом, конечно же, нет.

Да, в середине позапрошлого года ряд экспертов указывали на возможное снижение уровня поддержки партии власти. Главный резон — ухудшение экономической ситуации в стране, вызванное резким обвалом цен на нефть, курса рубля, а также введением санкций. Однако резкого спада всё-таки не произошло, и уровень жизни в стране остался относительно стабильным. Пока, во всяком случае, это так.

Санкции, в свою очередь, не только не снизили рейтинг единороссов, а наоборот, повлияли на его укрепление. Агрессивная политика, проводимая Западом по отношению к России, подняла невероятную волну патриотизма. Личный рейтинг президента начиная с 2014 года достиг отметок, которых не было за всё время его нахождения у руля государства. Отсюда и победы кандидатов-единороссов на губернаторских выборах в сентябре 2015 года, и те цифры, которые фигурируют в опросах.

Нельзя обойти вниманием предварительное голосование по отбору кандидатов "Единой России" 22 мая. Которое, конечно же, сыграло свою роль в усилении позиций партии. 

В праймериз, напомним, приняли участие более 10,5 миллионов избирателей. По их итогам уже понятно, что состав фракции единороссов в следующей Госдуме может обновится на две трети. Конечно, для этого кандидатам (среди которых, кстати, очень много людей новых, в том числе беспартийных и из различных общественных организаций), нужно успешно пройти избирательную кампанию. Но после праймериз шансы на это у них по сравнению с конкурентами из других партий предпочтительнее - хотя бы в силу полученного опыта.

Так что на данный момент лидер очевиден.

А вот кто будет вторым? Еще некоторое время назад казалось, что как и прежде, здесь не будет конкурентов у коммунистов. Однако по итогам опросов рейтинг ЛДПР составляет 11 процентов. Это, между прочим, на пять строчек выше, по сравнению с прошлым годом. КПРФ отстает уже на два пункта, а "Справедливая Россия" на целых шесть. При этом обе партии показывают устойчивый тренд на снижение показателей поддержки. Аналогичные данные даются в исследовании фонда "Общественное мнение".

Конечно, большая заслуга в успехах либерал-демократов принадлежит Владимиру Жириновскому. Нет, пожалуй, в отечественной политике постперестроечных времён персонажа, который столь чутко реагировал бы на запросы электората и вовремя подстраивался под них. Сумел он не затеряться и в реалиях сегодняшнего дня, в котором места политическому эпатажу, на котором Владимир Вольфович вполне комфортно выезжал в былые годы, находится всё меньше и меньше. Нет былого разудалого веселья, драк с коллегами по политическому цеху. Этим уже никого не удивишь и не зацепишь. А вот нечто обратным — да.

Жириновский успокоился! Неужели?! И, действительно, манера публичного поведения лидера ЛДПР стала довольно спокойной, а риторика более взвешенной. Хотя и не лишённой, привычного для него, шарма юмора и обаятельности. Как результат, увеличение личного рейтинга до девяти процентов. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов отстаёт на два-три процента.

Кроме этого, нужно выделить весьма грамотно спланированные предвыборные кампании ЛДПР. У либерал-демократов, несмотря на название, нет ярко выраженной идеологии, как у коммунистов. Никаких либеральных идей они публично не отстаивают. Нет возможности зайти на центристское поле, прочно занятое партией власти. Ставка делается на запоминающиеся лозунги популистского характера ("Мы за бедных! Мы за русских" как в 2003 году), а также массированную рекламу (билборды, майки, кепки, ручки, ролики на телевидении).

Вот уже многие годы ЛДПР запускают перед выборами агитационные поезда. Лидер и кандидаты партии лично ездят по городам и весям, записывают обращения, общаются с избирателями. И многим людям импонирует такое внимание. Во многом, именно за счёт такого подхода "жириновцам" удавалось стабильно удерживать свой электорат. Пиарщики там работают на совесть. Нужно отдать должное. Что ещё?

Многие годы ЛДПР, так или иначе, эксплуатировало тему национализма, некой исторической униженности русского народа. И делала это успешно. Сейчас об этом уже стали как-то забывать, но в далёком 1991 году ЛДПР одержало победу на парламентских выборах, используя эдакий имперско-патриотический пафос. И никогда не отказывалась от него. Однако в 90-е годы для подобного пафоса оснований было маловато. Россия терпела поражение по всем фронтам. В сытые 2000-е страна была занята гламуризацией и стремилась насытиться благами капитализма.

После воссоединения с Крымом, которое ЛДПР безоговорочно поддержала, а также заняла довольно жёсткую и последовательную позицию по Украине и Западу, такие основания вновь появились. Волна патриотизма вливает новую силу не только в "Единую Россию".

И, наконец, о внутреннем потенциале партии. Ведь никто должным образом не всматривался за тем, что находится в тени Жириновского. Между тем, ЛДПР обладает довольной устойчивой структурой, стабильной сетью региональных отделений, постоянно выдвигающих молодых лидеров. Небольшой пример. Из депутатов парламентов в субъектах федерации, которым ещё не исполнилось 30 лет (всего их, кстати, 40 — прим.), девять являются именно либерал-демократами. Это второй результат после, само собой разумеется, "Единой России". У КПРФ депутатов такого возраста семь, а у "Справедливой России" и вовсе нет никого, кто не перешагнул 30-летний рубеж.

Что могут, на этом фоне предложить коммунисты и эсеры? А, собственно говоря, практически ничего нового.

"КПРФ на фоне роста жириновцев продолжает топтаться на месте. Рейтинг не растет. Эффективно оседлать кризисную повестку зюгановцы так и не смогли. С темами у КПРФ очевидный кризис жанра. Новых тем нет. Обновления партии нет. Привлекательных лиц нет. Радикалы-сталинисты типа (зампреда ЦК КПРФ Валерия) Рашкина и ко. отталкивают от партии часть городского протестного электората. Расти партийному рейтингу не с чего", — отметил на своей странице в "Фейсбук" руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев (орфография и пунктуация сохранены — прим.).

"КПРФ с их скандалами и "головокружением от успехов" могут вполне уступить вторые позиции ЛДПР. Последние месяцы либерал-демократы демонстрируют системность и взвешенность позиций. Даже экстравагантный лидер сбавил обороты популизма, ему удалось обновить партию и фракцию в ГД. В конце концов, многие предсказания Жириновского стали реальностью. Так что коммунисты поторопились с банкетом)", — считает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов.

Что касается "Справедливой России", по мнению Константин Калачева, эта партия заметно потеряла на увлечении критикой правительства и Дмитрия Медведева, а также "перебрали с экзотическими предложениями типа национализации банков".

"Избыточный популизм не очень понравился их потенциальным избирателям. Рейтинг партии пошел вниз. Электорат "Справедливой России", как партии второго выбора, это те кто поддерживает Путина, но не хочет голосовать за ЕР, крайности социального популизма не для этих людей. Как результат те избиратели, кто отходит от "Единой России", в большей степени переориентируются на голосование за ЛДПР или непарламентские партии, а не за СР", — считает политолог.

В результате, по его мнению, для многих избирателей ЛДПР становится "партией второго выбора", тогда как КПРФ подрастеряла шансы на второе место. Впрочем, окончательный ответ будет дан 18 сентября.

Автор Виктор Бормотов
Виктор Бормотов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить