По телевизору - "пропаганда", в интернете - "мнения"?

На официальном сайте ВЦИОМ появились результаты очередного исследования, касающегося мнения наших граждан о протестной активности в стране. Главный вопрос, который наверняка интересует многих - а знают ли вообще россияне (те, что живут за пределами Садового кольца) о всех этих митингах, шествиях и требованиях?

Так вот - знают. Согласно ВЦИОМ, подавляющее большинство опрошенных (84%)  в курсе о последних политических приметах нынешней зимы. Но что интересно, 54% респондентов, то есть более половины, слышали именно об акциях оппозиции, тогда как всего лишь 20% имеют представление о том, что кроме протестных выступлений, были и митинги в поддержку власти.

Речь сейчас не о том, кто за кого или против, а об уровне подачи и восприятии новостей в определенном ключе. На практике это выглядит приблизительно следующим образом. 

Например, выражение "сурковская пропаганда" уже стало своеобразным политмемом. Термин "мем" (в переводе с греческого означает "подобие") - единица передачи информации, способная вызывать социально значимые последствия.

Один из апологетов меметики Дуглас Рашкофф в своей книге с говорящим названием "Медиавирус" уверяет - в эпоху электронных СМИ небольшой, но сочный, вовремя запущенный мем запросто может поколебать, а то и изменить некоторые общественные установки. 

Определенная часть наших граждан уверена - в России свирепствует цензура, а влияние на умы оказывает исключительно "сурковская пропаганда". Если   все действительно так, то каким же образом противоположная сторона не только не утратила возможности доводить свои идеи до массового сознания, но даже, как свидетельствуют социологи, расширила круг своих "потребителей"? 

Объяснить все "эффектом Интернета" не получится. Во-первых, сеть появилась не вчера, во-вторых, далеко не все из опрошенных являются пользователями. Но "в-главных" все-таки другое. 

В глобальной паутине представлено множество "реперных точек", в которых неподготовленному человеку легко запутаться - требуется "проводник". Без соответствующей "накачки" сторонников не завербуешь, и оппозиция применяет простую, но по-детски  эффективную конструкцию, когда все, что укладывается в заданные рамки,  априори объявляется "спасением страны", а на остальное ставится клеймо "сурковской пропаганды". Да и попросту удобно отвечать на аргументы "сам дурак", чем доказывать правоту и отставить убеждения, не "забалтывая" сущности.

В своем ритуальном "камлании" организаторы нынешних протестных мероприятий формируют призывы по-большевистски ясно и четко - революционные вожди всегда лучшие "пиарщики". И точно, по-большевистски обещают светлое будущее, в данном случае - "честные выборы". Хотя когда и в какой стране  происходило идеальное волеизъявление? 

Результаты уже есть - чем моложе россияне, тем чаще они считают правомерной ЛЮБУЮ акцию оппозиции, в том числе и несанкционированную (41% среди 18-24-летних против 27% среди пожилых), говорится в последнем исследовании ВЦИОМа. Значит если завтра кто-нибудь из радикалов скомандует - На штурм! - "передовой" отряд с уверенными в своем праве бойцами уже наберется. 

Конечно, их пока не очень много - треть респондентов относится к различным митингам индифферентно, а большинство (45%) по-прежнему уверено, что все должно происходить в рамках закона. Таким образом, есть куда, вернее к кому, стремиться. Или кто-нибудь сомневается в наличии обратной пропаганды? 

Расхожее заблуждение, что "зомбирование" происходит лишь по телевизору, а "на кухнях" ("в интернетах") исключительно - "мнение". Эта иллюзия сознательно поддерживается. Ведь одна из главных задач пропаганды, убедить всех, что ее не существует.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *