ПАРНАС: провокация вместо сторонников

Сегодняшний отказ Минюста в регистрации Партии народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" эксперты считают ожидаемым и закономерным. Организаторы ПАРНАСА Михаил Касьянов, Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов либо не смогли собрать достаточного количества реальных сторонников, либо сознательно пошли на провокацию, - считают политологи.

По словам заведующего кафедрой общей политологии ГУ ВШЭ Леонида Полякова, ПАРНАС является организацией достаточно маргинальной, если и пользующейся какой-то минимальной поддержкой, то только в столице. «В регионах о ней толком никто ничего не знает», - заметил Поляков.

Очевидно, именно отсутствием реальной электоральной базы в регионах вызвано большое количество обнаруженных Минюстом в документах «Парнаса» «мертвых душ» - как в переносном, так и в прямом смысле слова.

"Это было достаточно ожидаемо, - заявил "Правде.Ру" ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин. - И если лидеры стали готовить общественное мнение к этому месяц или два назад, то [экспертам] все было ясно по весне, потому что действительно приходили сведения о том, что на некоторых региональных конференциях не было кворума. Представители Минюста, которые приходили на заседания, видели, что по бумагам присутствует одно количество людей, а в зале совсем другое, меньшее. Тогда это все отражалось в региональных СМИ, - причем совершено разной ориентации, - которые трудно заподозрить, что они работают по заказу власти. Но представители Партии народной свободы предпочитали не замечать эту информацию. Когда те же либеральные СМИ обращались к ним за комментариями, то представители ПАРНАСа говорили, что ничего не знают, что такого быть не может и что они потом дадут комментарий», - подтверждает политолог выводы Минюста. По его мнению, «парнасовцы» действовали так же, как либералы на выборах в Мосгордуму в 2009 году, когда Медведев «дал сигнал» о либерализации и мелкие либеральные партии решили участвовать в выборах в Мосгордуму. При этом собирать подписи они даже не пытались. «Они просто говорили, - напоминает Салин, - что Медведев же сказал, что оппозиция должна быть представлена в парламентах, значит вы должны нас зарегистрировать. В случае с «Парнасом», считает Салин, произошло ровно то же: «попытка напугать и продавить власть. А работа с избирателем, в том числе и на этапе становления и регистрации партии, их не интересует», - уверен он.

Кроме того, эксперты считают, что основной целью лидеров ПАРНАСа была не столько собственно регистрация партии, сколько скандал вокруг отказа Минюста.

"С одной стороны, эти люди хотели зарегистрироваться, но при этом явно шли на провокацию, - говорит Леонид Поляков. - Их интерес был больше в том, чтобы их не регистрировали, поскольку в противном случае им действительно пришлось бы реально участвовать в избирательной кампании и ближайшие же выборы показали бы, что их поддерживает не более одного процента избирателей». Зато теперь, по мнению Полякова, «у них появилась отличная информационная площадка, с которой они будут говорить о репрессивном режиме, который «зажимает оппозицию и душит свободу», - сказал "Правде.ру" политолог. Всё, что произошло, произошло, по его мнению, ко всеобщему удовлетворению: «общество убедилось в том, что маргиналы остались маргиналами, а сами маргиналы получили лицензию на продолжение своей деятельности в качестве непримиримой оппозиции", - заметил Поляков.

В то же время опрошенные "Правдой.Ру" эксперты считают недопустимой ситуацию, когда оппозиция требует к себе особого отношения, в том числе и с точки зрения применения федерального законодательства, только потому, что она оппозиция.

"Сторонники партии наверняка не видели всех документов, но были уверены, что у них всё правильно, что их надо было зарегистрировать только на том основании, что они являются оппозицией, - говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. - Но статус оппозиционной партии или движения не является гарантией того, что все требования закона были соблюдены".

По мнению Симонова, если Россия является правовым государством, то значит, закон обязателен для исполнения как властью, так и оппозицией. Сейчас же, по его словам, наблюдается двойственное отношение к юстиции. «Оппозиция считает, что если закон применяется в пользу власти, то это однозначно неправильно; если закон применяется против оппозиции - это безобразие», - заметил Симонов. Но право должно применяться одинаково ко всем: и к чиновникам, и к оппозиционерам. "Оппозиционность не является индульгенцией для нарушения закона", - подчеркнул политолог.

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить