ЕСПЧ встал на сторону жертв теракта на Дубровке

Европейский суд по правам человека вынес решение не в пользу России по иску пострадавших в результате теракта в здании мюзикла Норд-Ост в 2002 году. Это, пожалуй, одно из самых абсурдных решений ЕСПЧ, несмотря на то, что как с формальной, так и с юридической точки зрения оно абсолютно обосновано.

Европейский суд по правам человека в 2007 году принял к производству жалобу 64 пострадавших и родственников погибших в театральном комплексе на Дубровке. Ранее правозащитное сообщество и либеральная оппозиция жестко критиковали действия российских властей при освобождении заложников, в частности - использование неизвестного усыпляющего газа, который, по их предположениям, привел к смерти 130 человек. Требование раскрыть формулу газа стало на определенное время основным в их риторике.

Аналогичные обвинения легли в основу жалобы в ЕСПЧ. Кроме применения неизвестного усыпляющего вещества, пострадавшие и родственники погибших говорят о плохо организованной операции по спасению заложников - к зданию театрального центра своевременно не подогнали машины "Скорой помощи", врачей не снабдили антидотом, в больницах не освободили места для приема пострадавших.

Напомним, что 9 лет назад здание театрального центра на Дубровке было захвачено террористами во главе с Мовсаром Бараевым во время показа мюзикла "Норд-Ост". В заложниках оказались 916 человек из числа зрителей. Террористы заминировали зрительный зал - в его центре, прямо на креслах, установили мощный фугас, среди заложников рассадили смертниц, обвязанных поясами со взрывчаткой. Террористы выдвинули требование немедленного вывода войск с территории Чечни.

Переговоры об освобождении заложников длились три дня - с 23 по 26 октября. Лишь 25 числа террористы разрешили передать заложникам воду и соки. Все это время зрители театрального центра находились на своих местах в зрительном зале. Вечером 25 числа террористы заявили, что прекращают всяческие переговоры.

Ночью 26 октября у одного из заложников не выдержали нервы, он кинулся на одну из смертниц. Террористы открыли автоматный огонь и ранили еще двух заложников. Ранее они уже убили несколько человек в театральном центре. Чуть позже поступила информация, что боевики продолжают расстрел заложников.

Было принято решение о проведении штурма. Для того, чтобы не допустить подрыва фугасов в зрительном зале, через вентиляцию в театральный комплекс был закачан усыпляющий газ. Следом в здание ворвались сотрудники спецподразделений ФСБ России, которые уничтожили всех боевиков.

Впоследствии правозащитники заявляли, что антитеррористические подразделения ФСБ совершенно необоснованно расстреляли спящих смертниц и террористов, очевидно для того, чтобы скрыть обстоятельства совершения теракта. Однако такая точка зрения является по меньшей мере абсурдной - 100-процентной гарантии, что на всех в театральном центре подействовал газ, что на всех он подействовал одинаково, и что никто из террористов не может очнуться, прийти в себя настолько, чтобы замкнуть цепь взрывателей, не было и не могло быть ни у кого.

По той же причине машины "Скорой помощи" начали подавать к "Норд-Осту" лишь после сообщения о полной очистке здания от боевиков. В противном случае медицинские экипажи могли попасть под обстрел или оказаться в зоне взрыва.

Действительно, явная подготовка медицинских бригад, персонала больниц, освобождение койко-мест и так далее - заранее не велись. Однако такая подготовка не ускользнула бы от общественного внимания и внимания СМИ, а у террористов в Москве могли быть сообщники.

Вся информация о примененном в "Норд-Осте" газе по сей день остается секретной. Судя по всему, это было вещество из набора спецсредств ФСБ. Однако информация о том, что к заснувшим заложникам не применяли антидот, видимо, не соответствует действительности. Принимавшие участие в спасательной операции очевидцы из числа сотрудников МЧС и медиков "Скорой помощи" говорят, что заложникам, которых офицеры спецподразделений выносили из здания театрального центра, эти же офицеры прямо на ступенях, до погрузки в "Скорую помощь", кололи некий препарат. К концу операции все крыльцо здания было засыпано использованными шприцами, это прекрасно видно и на видеосъемке спасательной операции.

Несомненно, что определенные пробелы в организации операции по спасению и эвакуации заложников присутствовали. Но вряд ли вообще возможно продумать все тонкости, учесть все нюансы, когда неизвестно, в какую сторону повернется развитие событий в следующую секунду. Большинство оказавшихся в заложниках людей удалось спасти. К сожалению, жизнь 130 человек сохранить не удалось.

Европейский суд по правам человека в своем решении от 20 декабря 2011 года усмотрел нарушения в действиях силовых ведомств при штурме театрального центра на Дубровке. И постановил взыскать с российских властей от 9 до 66 тысяч евро в пользу потерпевших.

ЕСПЧ, как ясно из его названия, рассматривает дела с точки зрения соблюдений прав человека. Основанием для решения суда, оглашенного во вторник, стало нарушение Россией статьи 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, - "право на жизнь".

Формально и юридически это решение совершенно справедливо. На практике, вместе с тем, оно выглядит предельно догматическим.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить