Мораль вместо мультикультурализма

Решать межнациональные и межконфессиональные проблемы будут на самом высоком уровне. Об этом заявил премьер-министр России Владимир Путин в ходе встрече с представителями религиозных и общественных организаций.

Вопрос о том, как противостоять конфликтам на межнациональной и межконфессиональной почве, обсуждается в России уже давно. Экспертами предлагаются пути решения проблемы, выделяются огромные деньги на поддержку толерантности в обществе и т. д. Однако проблема не только не исчезает, но с каждым днем обостряется. Сообщения об очередных столкновениях между русскими и лицами, как их принято назвать, кавказской национальности (ЛКН) сводят на нет все усилия пропагандистов.

Никакой бы перестрелки в уральской Сагре, наверное, не было, если бы правоохранительные органы более ответственно подходили к своим обязанностям. Вот только кто бы определил эти обязанности? Ведь одно дело - отреагировать на заявления местных жителей. И совсем другое - констатировать наличие в городе нескольких десятков приезжих горцев, потенциально готовых к совершению преступления. Хотя, с их точки зрения, подобного рода поездка преступлением, возможно, и не считается, но тем не менее.

Иными словами, в лучшем случае полицейский аппарат может предотвратить неотвратимо приближающийся конфликт, но минимизировать подобного рода инциденты между представителями разных национальностей он не в силах. Хотя бы по причине стихийного и непредсказуемого характера этих самых столкновений.

Усилия представителей общественности, устраивающих конкурсы толерантности, также, как представляется, глубокого воздействия на массы не оказывают. Уж сколько было случаев, когда трижды толерантный гражданин России славянской национальности после неприятного инцидента с участием ЛКН становился убежденным кавказофобом!

По мнению Владимира Путина, чтобы решать вопросы подобного рода, "все мы должны воспитывать всех наших граждан в духе уважения друг к другу, и, уж если кто-то перемещается на территорию своего нетрадиционного проживания, он должен с уважением относиться и к культуре, и к языку, и к обычаям тех людей, среди которых он решил жить". "Это тонкие вопросы, и только опираясь на силу и мощь государства (а это, как правило, сила и мощь принудительного характера), решить эти вопросы должным цивилизованным образом невозможно, да и вообще, как мне кажется, невозможно решить. Для этого необходимо использовать силу и мощь (но уже моральную силу) национальных объединений, конфессий", - отметил Путин, обращаясь к представителям конфессий и национально-культурных и общественных организаций. И те в целом ничего против такого подхода не имели.

Также по теме: Партии-атеисты предадут политической анафеме

Патриарх Кирилл отметил, что распространенная в западном обществе такая модель решения межнациональных проблем, как мультикультурализм, себя исчерпала. "Что достигается в таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным? Ценности из мультикультурного общества уходят, а различия остаются. Да еще такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга, зажигательные бутылки, переворачивают автомобили", - сказал патриарх.

По его словам, если строить абсолютно секулярное общество, которое допускает множественность различного рода поведений, "мы исторгаем то общее, что объединяет людей любой религии, мы разрушаем нравственную основу нашей жизни". "И вот в этих условиях, я думаю, невозможно будет остановить рост преступности. Никаких правоохранительных сил не хватит, невозможно будет приостановить рост межнациональных столкновений, потому что человек, свободный от нравственных постулатов, нравственных норм, раскрепощенный в реализации своих устремлений, ни перед чем не останавливается", - сказал он, предложив другую модель нормализации межличностных и межнациональных отношений.

В частности, привел пример отношения казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. "Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие", - пояснил патриарх. Таким образом, продолжил он, как "приезжие в Москве будут уважать русских, которые верят, крепко стоят на своих нравственных основах и являют нравственный пример другим", так и "русские будут уважать точно таких же людей, которые у себя дома крепко стоят в вере, в нравственных своих основах и принципах". Достижению же этой цели, по мнению патриарха, должно стать "религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с ее законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем".

Также по теме: Уроки толерантности

О том, что русский этнос теряет свою национальную и религиозную идентичность, говорят давно. К сожалению, именно этот тезис стал основным для появления радикального национализма, носители которого считают силовое противодействие инородцам лучшим способом для самоидентификации. К слову, примерно тем же самым страдают и молодые уроженцы северокавказских республик, пытающихся самоутвердиться за счет представителей коренного населения. Истории с неуставными отношениями в армии, когда группировки кавказцев издеваются над солдатами-славянами, из той же оперы. Одни таким вот античеловеческим способом самоутвердились, а другие... приняли это неизбежное зло?

А если бы не приняли, а оказали сопротивление? И не только эти матросы с Балтфлота, но и многие другие. Возможно, что чересчур агрессивные гости и поумерили бы свой пыл. А возможно, что и нет, и мы бы получили серию кровавых межнациональных конфликтов с непредсказуемым финалом.

Есть, конечно, подозрение, что одними только декларативными высказываниями глав религиозных конфессий проблему не решить. Равно как не получится решить ее одномоментно. Не получится щелкнуть пальцами и сказать: любите друг друга! Межнациональные противоречия были и, к сожалению, будут всегда. В первую очередь это связано с фактическим исчезновением границ, когда практически отсутствуют ограничения для миграции. Увы, но людям свойственно защищать свою территорию и с подозрением относиться к чужакам. Но попробовать минимизировать эти настроения стоит. В конце концов, это в общих интересах.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить