Эксперты: запрет ДПНИ запоздал

Решение московской прокуратуры о приостановке деятельности Движения против нелегальной иммиграции вызвало живую реакцию в экспертной среде. Оппозиция (в т.ч. либеральная) выступает на стороне ДПНИ, считая это ещё одним признаком проявления давления на политическую оппозицию в России. Представители национальных диаспор считают, что таким организациями, как ДПНИ, нет места в цивилизованном обществе. Политологи утверждают, что деятельность ДПНИ направлялась иностранными спецслужбами и не имели ничего общего с защитой прав русских.

Движение против нелегальной иммиграции давно уже находилось в поле зрения правоохранительных органов. Уголовные дела по характерной 282-й статье возбуждались против руководителей как рядовых членов движения, так и их руководителей. ДПНИ регулярно попадало в сводки правозащитников, занимающихся проблемами ксенофобии. С требованием о запрете ДПНИ в Генеральную прокуратуру обращались руководитель правозащитной организации "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина и, совсем недавно, со-координатор Движения по защите прав народов Виталий Трофимов-Трофимов. Так что сообщение московской прокуратуры о том, что по результату проведённой проверки деятельности ДПНИ было установлено, что цели и действия указанного объединения направлены на осуществление экстремистской деятельности, что, в свою очередь, послужило поводом для заявления прокурора в Мосгорсуд о признании ДПНИ экстремистским движением и запрете его деятельности, никого особо не удивили. Но выводы, впрочем, были сделаны разные.

Внесистемная оппозиция в один голос встала на защиту националистов, посчитав, что "законодательство о "борьбе с экстремизмом" используется властями России исключительно для подавления деятельности политической оппозиции", говорится в заявлении движения "Демократический выбор".

"Запрет ДПНИ согласно "антиэкстремистскому" законодательству - это политические репрессии против оппозиционной организации", - уверены национал-большевики из "Другой России" Эдуарда Лимонова, считая, что они могут быть "следующими".

Некоторые, как, например, антифашист Максим Солопов, в силу объективных причин не могут выступать на стороне ДПНИ напрямую, поэтому формулируют свою мысль следующим образом: дескать, "ДПНИ - уже давно дискредитированная среди ультраправых организация", а поэтому "смысла в применении антиэкстремистского законодательства тут нет".

Фото: AP

Произошедшие с либералами столь удивительные метаморфозы политолог Константин Симонов объясняет тем, что те готовы выкинуть свои лозунги про либерализацию и демократизацию и "облизывать" националистов, надеясь получить поддержку молодого агрессивного электората. "Отсюда и все удивительные новые теории, к примеру, национал-либерализма", - считает он. - Мы с вами наблюдаем попытку скрестить либералов с националистами. Поэтому они пытаются заявить о себе уже как о "русских националистах" и о "русских патриотах". Это кажется в чем-то фантасмагоричным, если не вспоминать, как они раньше объединялись с Лимоновым, который является ультралевым. Но, видимо, такие альянсы их не смущают".

А вот представители национальных диаспор приветствуют решение прокуратуры.

По мнению председателя Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Асламбека Паскачева, "есть организации и движения, которые решают позитивные задачи, в которых заинтересовано общество", а в случае с ДПНИ под прикрытием затрагивающих интересы части общества лозунгов" решались чисто политические вопросы".

Президент федерации "Мигранты России" Мухамат Амин Маджумдер считает, то таким организациям как ДПНИ, давно пора запретить работу в России, среди такого цивилизованного общества. "Его (ДПНИ) члены показали свой экстремистский подход: убийства иностранных граждан, избиения невинных людей - все это лишний раз доказывает, какова их роль и чем они занимаются", пояснил Маджумдер.

"Мы давно обращали внимание властей и правоохранительных органов на деструктивную деятельность ДПНИ, - говорит вице-президент Союза армян России Левон Муканян. - Вся их деятельность направлена на поиск противоречий между народами РФ. На их сайтах всегда можно было наблюдать призывы, разжигающие межнациональную рознь, открытые призывы к оружию. Они призывают молодежь к насильственным действиям", - отмечает он.

Экспертное сообщество также оценивает ситуацию с фактическим запретом ДПНИ, как позитивную.

"Каждый раз, когда эта организация затевала какое-то мероприятие, всегда дело кончалось разжиганием межнациональной розни и массовыми беспорядками. Поэтому все правовые основания для того, чтобы приостановить деятельность этой организации, имелись уже давно", - считает член Общественной палаты РФ Иосиф Дискин.

Тележурналист Максим Шевченко обращает внимание не только на то, что "эта организация занималась разжиганием ненависти как между гражданами Российской Федерации по национальному, этническому признаку, так и между россиянами и гражданами других стран, в том числе из бывших советских республик", но и не имела никакого отношения к декларируемой националистами защите прав русского населения. "Я считаю, что такие организации, как ДПНИ, являются инструментом иностранного влияния на внутреннюю ситуацию в Российской Федерации. Конкретно из стран, которые заинтересованы в разжигании в России этнической ненависти, отсечении от России Северного Кавказа, точно так же, как были заинтересованы в отсечении Средней Азии - из Израиля, республиканские круги США, например. Я думаю, что ДПНИ является организацией, которая создана ими, иностранными заказчиками", - заявил М. Шевченко.

Фото: AP

Депутат Госдумы Сергей Марков считает, что запрет ДПНИ "будет иметь позитивный эффект", но "пока точно этого сказать нельзя". "Дело в том, что если одновременно с запретом радикальных националистических организаций будут решаться реальные проблемы, на которых растет русский национализм, тогда это будет иметь положительный эффект. Если проблемы не будут решаться, а будут усугубляться, тогда это будет иметь отрицательный эффект", - поясняет он.

"Никто не отрицает, что проблема нелегальной иммиграции для России достаточно актуальна и ее в любом случае нужно решать. Это один из важных вопросов, который чувствителен для общества, вызывает большие дискуссии и т. д. И ДПНИ была организацией, которая пыталась оседлать эту тему, сделать на ней политический капитал", - комментирует ситуацию политолог Дмитрий Бадовский. Но проблема такого рода организаций, по мнению политолога, в том, "что в попытке оседлать ту или иную чувствительную тему, они хотят представить ее максимально радикально и тем самым принимают на себя риск того, что им придется все время ходить по грани радикализма, экстремизма и т. п. И очень часто они эту грань начинают переходить. Иногда сознательно идут на обострение, что в данном случае произошло с ДПНИ", - поясняет он.

Глава Московского бюро за права человека Александр Брод считает решение прокуратуры является абсолютно обоснованным, но другой вопрос, "насколько оно будет эффективным", сказал он, пояснив, что поскольку ДПНИ имеет большую региональную сеть, то "это не значит, что она завтра же прекратит свой промысел". "Поэтому я считаю, что нужно активнее реагировать на нарушения закона, используя Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ,  а в обществе активно воспитывать культуру национального диалога и непримиримость к любым формам расизма и ксенофобии", - подчеркнул Александр Брод.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить