"РосПил": где борьба с коррупцией? (Часть II)

Продолжение. Начало: "РосПил": где борьба с коррупцией?

Какие же нарушения обнаруживают юристы проекта в действительности? Например, указывает tskgml, конкурс "Строительство комплекса новой взлетно-посадочной полосы (ВВП-3) Международного аэропорта Шереметьево" был размещен с ошибкой - вместо стартовой цены в 22 млрд рублей в документах кое-где фигурировало "22 млн руб". Жалоба 23 ноября 2011 года была признана обоснованной. Или - аналогичная история - "5 млн руб" указано в заявке по госзаказу "Строительство комплекса зданий Московского государственного медико-стоматологического университета" вместо "5 млрд руб". Жалоба признана обоснованной того же 23 ноября 2011 года.

"Г-н Навальный пишет жалобы по конкурсам, по которым можно по формальными причинам "докопаться" до документации", - констатирует 'tskgml'.

Как же в итоге прошли торги по обжалованным Навальным конкурсам? "35 конкурсов (96,6% от обжалованных - ред.) ...по ценам близким (-1,5% всего) к цене начального (максимального) предложения на сумму 41 413 392 826,26 успешно состоялись", - констатирует 'tskgml'.

Итак, первоначальные "стартовые" цены конкурсов - 40,4 млрд рублей, по итогам жалоб были пересмотрены в сторону увеличения - до 42,9 млрд рублей, а затем по ним прошли конкурсы на общую сумму в 41,4 млрд.рублей. Что на один миллиард больше, чем было заявлено изначально, а снижение цены контракта ко "вторым стартовым" расценкам - ничтожно. "Находящиеся на грани выживания" "пенсионеры, врачи, учителя" в результате этой деятельности только потеряли.

Обжалованные по формальным критериям конкурсы, во-первых, все же состоялись, во-вторых, "борьба с коррупцией" в этой ситуации оказалась не менее формальной - разница между первоначальными ценами конкурсов и ценами итоговых контрактов в общем не превысила полутора процентов, а многие конкурсы были заключены по стартовым расценкам.

"В общем, все это похоже на старую поговорку "собака лает - караван идет", - пишет блогер 'tskgml'. - Я уже молчу об эффективности команды Навального. 4 юриста за 9 месяцев жизни проекта состряпали 75 жалоб. Т.е. получается, что в месяц, работая 22 дня (а за 60 000 рублей "белыми", надо думать, что они не 5 минут в день там сидят) 4 специалиста написали 75 документов на 3-5 страниц каждый... по типовым основаниям. Т.е. по 2,08 документа в месяц на человека...э то что? Производительность труда?"

И планировалась ли эта борьба?

На прямой вопрос блогера "в чем суть проекта, если не пресечение "пиления"?", Алексей Навальный в своем блоге ответил: "РосПил не борется с государством и бюджетным процессом, он оказывает общественно-полезную услугу по поиску коррупционных проявлений в госзаказе, обнародованию фактов коррупции и использованию законных средств по привлечению жуликов к ответственности".

"Эдакое некоммерческое СМИ получается, - недоумевает 'tskgml'. - Что, в стране кто-то еще не в курсе, что в госзакупках "пилят"? Может быть, президент об этом сам лично не говорил про сумму в размере 1 000 000 000 000 рублей? Все молчат и одни вы говорите? Может быть, этого не знают те, кто дает Вам деньги на борьбу с этими самыми "распилами"? Кстати, я подозреваю, что деньги то они вам давали именно на борьбу и хотят видеть результат в денежном эквиваленте".

"Так что тогда такое Роспил? Борьба ради борьбы или борьба ради цели? - интересуется 'tskgml' - Вы ресурс по пресечению "пилений" или СМИ по освещению этих нарушений? Если СМИ, то так и укажите на сайте. Мы не боремся, мы не пресекаем, мы просто освещаем то, что происходит. "Спекулирование" на проблеме не есть ее решение".

Чем же действительно занимается "РосПил"?

Неужели коммерческие компании, заинтересованные в получении госконтрактов на миллиардные суммы, не могут самостоятельно, силами своих юристов, по тем же основаниям, что и "РосПил", опротестовать условия заинтересовавших их конкурсов? Ситуация, согласитесь, анекдотичная. "Естественно, что если причина кроется только в подобного рода "косяках", которые ФАС "колет" как орехи, то менеджмент заинтересованной компании возьмет, и сам без всякой помощи подаст подобную жалобу, и максимум через 7 календарных дней будет трясти предписанием перед лицом "жулика и вора", требуя привести документацию в соот-вии с законом", - пишут блогеры.

Если же в конкурсах, по которым работает "РосПил", жалобы удовлетворяются, документация приводится в соответствие с законом, но в обновленный конкурс вновь приходит лишь одна компания? Что это означает?

"Не подают компании жалобы только потому, - пишут блогеры, - что условия исполнения тендера - нереальны... и при всем своем желании они, оспорив документацию в ФАС, не смогут тендер исполнить. И именно только по этой причине, а не по какой иной, фирмы не подают жалоб в ФАС и суды на подобные конкурсы. И именно, по этой причине, какие бы решения ФАС не выносила в вашу ("РосПила" - ред.) пользу, по всем вашим жалобам, в конкурсы потом не придет ни одного исполнителя, потому что они и без вас бы все эти жалобы нарисовали, и без вас бы эти жалобы признали обоснованными, и без вас бы они "взяли" тендера, которые им интересны. Но не возьмут - потому что с заказчиком "дружит" нужная фирма. Второй вариант, это конкурсы которые просто вообще никому не интересны. И в документации также есть "косяки". Вы их исправите, а конкурс так и останется никому не интересен. И опять же результат - нулевой. Если не считать, что в следующий раз, исполнитель, быть может, более грамотно составит документы".

Так в чем же практический результат деятельности "РосПила"? Фактически, сейчас это борьба за грамотное составление заявок на проведение конкурсов по госзакупкам. Причем ситуация может стать откровенно сатирической, если выяснится, что в ряде случаев усилия Алексея Навального и юристов "РосПила" привели к исправлению ошибок и грамотному оформлению коррупционных схем.

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить