Фронт и фронтики

"Фронтовая" идея Владимира Путина оказалась на редкость востребованной. За несколько дней, прошедших с момента создания вокруг "Единой России" Общероссийского народного фронта, о своем желании создать свои собственные "фронты" объявили сразу несколько оппозиционных партий и движений.

Общероссийский народный фронт, куда войдут десятки дружественных партии власти организаций и объединений, лидер "Единой России" Владимир Путин предложил создать 6 мая на встрече с партактивом в Волгограде. Предвыборная идея Владимира Путина была воспринята в качестве руководства к действию не только сторонниками ЕР, но и, как ни странно, некоторыми оппозиционными партиями и карликовыми объединениями — от леворадикалов до ультраправых, выразивших намерение создать свой аналог "народного фронта".

В результате тут и там — буквально как грибы после хорошего дождика — стали появляться разные "фронты". Так, спустя лишь несколько часов после выступления Путина о создании "своего фронта" объявил председатель "Справедливой России" Николай Левичев. В КПРФ также заявили, правда, не о создании нового фронта, а об активизации уже существующего "Народно-патриотического фронта". В этой связи Геннадий Зюганов отметил, что вокруг программы КПРФ "будут сплачиваться не только коммунисты, но и беспартийные, представляющие самые различные объединения левопатриотической направленности. И в наших партийных списках кандидатов в депутаты будет немало представителей этого спектра общественно активных людей".

До "фронта" дозрел Эдуард Лимонов, заявивший о скором появлении своего "Фронта национального спасения". Причем если верить автору благополучно почившей "Стратегии-31", его "фронт" уже фактически создан. По его словам, в объединении приняли участие "Другая Россия", "Рот-фронт", "Родина: здравый смысл". То есть организации, которые их основатели (Эдуард Лимонов, Сергей Удальцов, Михаил Делягин) называют "партиями", но которые так и не сумели пройти регистрацию в Минюсте.

Впрочем, с "фронтом национального спасения" Лимонов опоздал по крайней мере лет на 20. Как известно, в начале 90-х с переменным успехом под этим же политическим брендом существовала коалиция нескольких радикально настроенных патриотических партий и движений, выступающих против "политики реформ" правительства Е. Т. Гайдара, а затем и кабинета В. С. Черномырдина.

13 мая несколько националистических организаций подписали соглашение о создании своего "национально-патриотического фронта" под названием "Державный Союз России". Как сообщает "Интерфакс", в состав нового объединения вошли 13 организаций, в том числе такие полузабытые объединения, как: "Российский общенародный союз" Сергея Бабурина, "Военно-державный союз" Леонида Ивашева, "Союз казаков России", верховным атаманом которого является Павел Задорожный, а также "Славянский союз журналистов" под руководством бывшего министра печати Бориса Миронова.

В совместном заявлении представители организаций призвали к консолидации "всех национально-патриотических сил". Как говорится в документе, своей важнейшей задачей инициаторы объединения считают выдвижение "народного кандидата" в президенты на мартовских выборах 2012 года.

Причем в стихийно появляющихся "фронтах", способных разве что конкурировать между собой, упорно пытаются противопоставлять себя Общероссийскому народному фронту, к созданию которого подключись сторонники Владимира Путина и "Единой России". Подобное противопоставление, по мнению экспертов, смехотворно. Создание же разными партиями и движениями своих "альтернативных" фронтов наблюдатели объясняют либо стремлением сберечь свой собственный электорат и своих сторонников, либо банальным желанием привлечь к себе внимание.

"Инициатива Путина о создании Общероссийского народного фронта серьезным образом влияет на сценарий парламентской избирательной кампании и влияет на позиции других политических партий, — отмечает в интервью "Правде.Ру" заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М. В. Ломоносова Дмитрий Бадовский. — Создание ОНФ способно ослабить другие политические силы и оттянуть от них часть потенциальных сторонников". Реакция других политических сил, по словам политолога, в первую очередь показывает их нервозность. "Они понимают, что им не удастся пройти избирательную кампанию по инерции, не столкнувшись с новыми проблемами", — говорит Бадовский.

Также считайте: На баррикады понарошку

"Их первая реакция — это стремление подражать лидеру, — отмечает эксперт. — Попытаться сделать заявление, используя ту же риторику, заявить о том, что они тоже попытаются создать какие-то коалиции, какие-то объединения вокруг себя. Но это защитная реакция, отчасти говорящая о том, что они озабочены этой ситуацией". "Что касается внесистемной оппозиции, которая тоже делает такие заявления, для них это возможность лишний раз о себе напомнить, привлечь к себе дополнительное внимание", — уверен политолог.

По словам директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, инициатива Путина — это попытка перекомпоновать уже имеющиеся фигуры, этот попытка "оживить" саму ЕР: сделать ее более динамичной, пополнить ее новыми людьми и т. д. "Что касается всех остальных, то, на мой взгляд, это просто поразительное обезъяничание", — считает Кагарлицкий.

"Путин при его ресурсах и при его возможностях может реализовать эту идею хуже или лучше. Но, скажем, Зюганов не может сделать вообще ничего. У него просто нет такого дополнительного ресурса. А создавать реальные массовые движения, то есть мобилизовать людей снизу — этого, думаю, не может сделать вообще никто", — резюмирует политолог.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить