Белый дом сгладил углы. Хоть как-то

Администрация Барака Обамы передала на утверждение в конгресс США "список Магнитского", в который включены 18 человек. Причем непосредственно к делу юриста Hermitage Capital Сергея Магнитского причастны 16 из них. Еще двое включены по неким гуманитарным соображениям. Все они, в случае утверждения списка конгрессом, не смогут посещать Соединенные Штаты, а их активы - банковские счета в первую очередь - будут заморожены. 

В список вошли: бывший следователь Следственного департамента Павел Карпов, старший советник юстиции  Олег Логунов, бывший начальник Бутырского СИЗО Дмитрий Комнов; судьи Тверского суда Москвы Алексей Криворучко, Сергей Подопригоров, Елена Сташина,  Светлана Ухналева, руководители столичных налоговых инспекций Ольга Степанова, Елена Химина; заместитель руководителя управления по борьбе с налоговыми преступлениями Артем Кузнецов, заместитель начальника управления по надзору за расследованием особо важных дел Генпрокуратуры РФ Андрей Печегин, начальник СИЗО "Матросская тишина"  Иван Прокопенко, следователь Олег Сильченко, сотрудники МВД Дмитрий Толчинский, Алексей Дроганов, заместитель начальника отдела СК при МВД РФ Наталья Виноградова, сотрудник полка управления вневедомственной охраны Чеченского МВД Леча Богатырев, российский бизнесмен Казбек Дукузов. ИТАР-ТАСС отмечает, что опубликованный список  содержит ряд фамилий давно уволившихся госслужащих.

Стоит отметить, что основатель Hermitage Capital Уильям Браудер пытается уклониться от судебного разбирательства со включенным в американский список экс-следователем Павлом Карповым.

Определенная интрига заключалась в том, сколько именно человек окажется в списке. Администрация Барака Обамы ратовала за то, чтобы максимально его сократить и тем самым минимизировать отрицательные последствия утверждения списка.

В конгрессе, напротив, не прочь были его расширить за счет включения политиков и чиновников, якобы причастных к нарушению прав человека. Апофеозом стал список конгрессмена Джеймса Макговерна из 280 человек, переданный им в Белый дом. Причем сам же Макговерн заявил при этом, что если администрация попробует его сократить, то конгресс примет еще более жесткий вариант.

Вряд ли можно считать случайным то обстоятельство, что "список Макговерна" чуть ли не буква в букву срисован со списка, составленного так называемым "Координационным советом оппозиции". Некоторые члены которого не то что не скрывают своих связей в Вашингтоне, но и всячески это подчеркивают. Впрочем, как выяснилось, мнение оппозиционеров из КСО в США не очень-то и котируется.

Читайте также: Россия-США: зачем нам суетиться?

Конечно, список конгрессмена - это совсем уж что-то запредельное. Поддержать его Белый дом не мог - хотя бы просто в силу непредсказуемости последствий такого шага.

С другой стороны, нет особых оснований полагать, что список из 18 фамилий - это шаг навстречу нашей стране. Таковым можно было бы считать отсутствие списка как такового... Но на это американская админисрация не решилась. 

К тому же, как стало известно чуть позже, существует дополнительный, засекреченный список. Имена должностных лиц, включенных в него, не разглашаются. В этом случае, впрочем, речь идет только о визовых ограничениях. О активах речь не идет, ибо об этих санкциях требуется объявлять публично - таково требования законодательства.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров, комментируя в пятницу ситуацию со "списком Магнитского", отметил, что время для публикации Вашингтон выбрал "не вполне удачное". "В Москву в понедельник приезжает помощник президента США по национальной безопасности, (Том) Донилон для передачи послания президента Обамы с развернутыми идеями перспектив российско-американского сотрудничества", - отметил глава МИД России.

Политолог Алексей Мухин обратил внимание и на то, что публикация списка совпала по времени с проверками деятельности некоммерческих организаций на территории нашей страны. "Даже вполне объяснимые правовые попытки вести эти НКО из тени воспринимаются крайне нервно как самими некоммерческими организациями, так и их вероятными спонсорами", - отметил он.

"США, с одной стороны, опасаются ухудшить отношения с Россией, потому что уж очень много американских компаний действуют на территории нашей страны и заинтересованы в сотрудничестве. С другой стороны, есть политический истеблишмент, который не связан никакими экономическими обязательствами или у него нет экономических интересов на территории России. Поэтому он решает свои внутриамериканские проблемы, показывая избирателям, как он борется с "этими русскими", - сказал Алексей Мухин "Правде.Ру".

"Сам список неправомерен, потому что, к примеру, непонятны критерии, по которому туда включатся люди. Поэтому относиться к нему стоит как к политическому документу в целом, а не воспринимать как, что называется, руководство к действию", - подчеркнул политолог.

Что касается российского ответа, то, как сказал заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков, соревнования по этому поводу в Москве устраивать не собираются. 

"Мы не будем соревноваться в плохом смысле слова, не будем бежать впереди американцев по количеству лиц, которые будут включены в наш список, но паритетно мы ответим", - сказал дипломат.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Последние материалы