"Как страшно жить!": Выявлен источник тяги России к "ретрофилии и совку"

Старые песни про то же: О тайне заражения России "тягой к совку"

Новогодние программы российских телеканалов не раз становились объектом критики. Но вот режиссер Кирилл Серебренников, пожалуй, впервые персонифицировал ответственного. Это, по словам Серебренникова, его товарищ Леонид Парфенов.

В интервью латвийскому порталу Delfi Серебренников возложил "вину" на Парфенова, "который в 90-е годы придумал этот адский кошмар — невинное развлечение под названием "А не спеть ли нам старые песни о главном?!".

"И эти песенки свернули мозг целой стране. Люди заболели ретрофилией. По-моему, именно тогда началась вся эта патологическая тяга к "совку" и возвращению в СССР. Эти старые песни вдруг оказались о совсем другом главном. Вот я и думаю, что пусть сам Леня и исправляет сложившуюся ситуацию. Пусть зарядит какие-нибудь "Другие песни". Пусть придумает хоть какой-то антидот, иначе безумие зашло в слишком острую фазу. Он прекрасный придумщик, он может!", — поделился наболевшим режиссер.

"Пора выходить из этой страшной временной петли. Я больше не хочу ностальгировать — я хочу жить в XXI веке. Хочу заниматься чудесами научно-технического прогресса, которые во всем развивающемся мире улучшает жизнь человеческую так, чтобы все чувствовали себя максимально удобно и комфортно, в ладу с природой и собственными представлениями о прекрасном", — добавил Серебренников.

Казалось бы, хочешь жить в XXI веке — живи. Едва ли этому могут помешать все российские телеканалы вместе взятые с "голубыми огоньками", "Иванами Васильевичами" и "Джентельменами удачи". Ведь чего проще отказаться от просмотра и избавиться от кошмаров — никто ж вроде не принуждает.

Как говаривали в "уникальном творческом коллективе" времен НТВ Владимира Гусинского (в те самые девяностые) в ответ на претензии — не нравится, переключи канал. Ну или совсем не включай телевизор.

Но сейчас-то времена другие. А потому недовольство качеством новогодней телепрограммы сопровождается глобальным выводом о повсеместном насаждении "совка" и ностальгии по СССР. Как будто в этой ностальгии есть что-то плохое…

Очередная порция причитаний на тему "как страшно жить", может, и не стоила бы внимания, если бы тот же Кирилл Серебренников был совсем уж чужд происходящему в России. Но это же не так. Он с 2012 года является художественным руководителем московского "Гоголь-центра" (бывшего театра имени Гоголя, переименованного после прихода Серебренникова). На деятельность коего из бюджета ежегодно выделялись десятки миллионов рублей. Абсолютно неэффективное расходование которых в прошлом году стало причиной скандала, дошедшего до Госдумы.

То есть к пониманию режиссером жизни в XXI веке и его представлениям о прекрасном тоже могут быть предъявлены некоторого рода претензии. Может быть, проблема все же не только в "голубых огоньках", а и в "творческих личностях", которые стараются страну от них избавить, но почему-то в основном в интервью?

Хотя сам Кирилл Серебренников вроде как на роль спасителя и не претендует, руководствуясь теорией малых дел.

"Не надо спасать весь мир сразу — давайте каждый будет заниматься своим участком", — сообщает он в интервью.

И в самом деле — почему бы не последовать собственному совету? Так, глядишь, и у "Гоголь-центра" дела в гору пойдут, и "Кавказская пленница" с "Иронией судьбы" жизнь отравлять перестанут. Да и "товарищу Лене" меньше забот.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *