Победа на продажу

9 мая. День Победы. Это, пожалуй, единственный, оставшийся с советских времён государственный праздник, не оставляющий равнодушным практически никого. Впрочем, год от года процент равнодушных увеличивается, а сама дата становится объектом для коммерческого использования или политических скандалов.

Результаты социологических исследований на первый взгляд вроде бы не дают повода для волнений. Так, специалисты Фонда "Общественное мнение" констатируют, что для 93 процентов населения России этот день является "важным, значимым". 93 проц. - это много. С другой стороны, 5 процентов придерживаются противоположной точки зрения, а ещё 2 проц. затрудняются выразить своё отношение к победе СССР в Великой Отечественной войне. И эти 7 процентов - это тоже много. А если более детально ознакомиться с результатами исследования, то вырисовывается совсем неприятная тенденция.

Практически стопроцентный результат для т.н. "сталинского" (то есть, от 75 лет), 95-97 проц. - для людей в возрасте от 50 до 75 лет, а далее наблюдается тенденция к снижению: лишь для 87-88 проц. молодёжи в возрасте 18 до 27 лет этот день является особенным. Получается, что для каждого десятого представитель подрастающего поколения Победа в

Той войне уже ничего не значит, не вызывает никаких эмоций? Получается, что так. И возникает извечный русский вопрос. Точнее два вопроса: "кто виноват" и "что делать"?

Вопросы сложные и дать на них однозначный ответ вряд ли получится.

Есть ли вина присутствующих в медиа-поле персон, рассуждающих о возможном положительном сценарии развития событий для СССР в случае победы гитлеровской Германии? Шутка о том, что "сейчас бы пили "баварское"" уже перешла в разряд убеждений. Не так уж редко можно встретить "аналитиков", считающих, что сковырнув коммунистов и Сталина, Гитлер бы ушёл, а "мы бы построили новое государство".

Или как быть молодому человеку, если его убеждают в том, что Победы была ненастоящая. Дескать, если бы не Сталин, то... далее возможны варианты: Гитлер бы на нас никогда не напал, мы бы победили его уже в 1941 и с гораздо меньшими потерями и т.д.

Или же обвинения со стороны либеральных правозащитников наших ветеранов в том, что не они настоящие герои, а те, кто томился к ГУЛАГЕ или же сражался "против коммунистов в лесах Литвы и Западной Украины, в горах Чечни и песках Средней Азии".

Фото: AP

Относиться к Сталину можно по-разному, но отрицать того, что именно при нём Советский Союз одержал верх над Германией, с издевательской лёгкостью положившей мордой вниз всю Европу, не приходится. И проблемы, с которыми сталкиваются нынешние "сталинисты", пытаясь в рамках действующего законодательства напомнить о роли советского руководителя в той войне, лишь увеличивают количество "несогласных" и "равнодушных".

Также по теме: Война с плакатами: За Ролдину, против Сталина!

Доходит до курьёзов. Недавно блогеры заметили, что на макете ордена Александра Невского, украшающего Красную площадь, не хватает одной детали - щита с изображением серпа и молота. В таком виде орден провисел несколько дней и если бы не стихийное блоговозмущение, ещё не известно, вспомнили бы рекламщики о такой маленькой недоработке. По крайней мере, лишь после того, как информация разошлась по сети, представители компании в спешном порядке всё "домонтировали".

Коммерсанты вообще рассматривают День Победы как предлог для новых рекламных "фишек".

В Калининграде, например, некая риэлторская фирма в канун Дня Победы запустила баннер с героем Великой Отечественной войны Олегом Кошевым, рекламирующим жильё. "Эй! На моей улице (улица Олега Кошевого. - Прим. авт.) отличный дом построили!" - улыбается потенциальным покупателям расстрелянный фашистами "молодогвардеец". Местные ветераны возмутились и обратились с жалобой в Федеральную антимонопольную службу, которая в итоге признала данный рекламный продукт оскорбительным и принижающем значимость выдающихся личностей. Сами заказчики и распространители рекламы вроде бы тоже извинились, но явно не по доброй воле, не очень понимая, что же они сделали не так. Впрочем, есть в этой истории и ещё один неприятный аспект. А если бы ветераны, к примеру, не заметили, то Кошевой с горьким и дальше бы работали зазывалами? Ведь ни сами рекламщики, ни владельцы изданий, на сайтах которых крутился банер, ни посетители этих сайтов ничего дурного в этом не увидели...

Как ни странно, но вносят свою лепту в разрушение памяти о войне и те, кто вроде бы эту самую память чтит.

Хорошая идея с акцией "Георгиевская лента"? Вполне. Но всё впечатление портит излишняя навязчивость её инициаторов, в результате чего "памятный" знак превращается в элемент вирусного маркетинга, который можно встретить даже на бачке в привокзальном туалете.

Больше того, лента стала поводом для политических баталий. В КПРФ выступили против акции по раздаче георгиевских ленточек ко Дню Победы, посчитав, что она-де не имеет никакого отношения к Победе. Формально коммунисты правы, поскольку настоящая георгиевская лента действительно отличалась от гвардейской ленты, украшающей советские ордена за победу в ВОВ. В ответ они приступили к акции по раздаче красных ленточек с советской символикой. Но что-то подсказывает, что убедив человека отказаться отношения "георгиевской" ленты, они вряд ли убедят его взять свою, красную.

Просто какая-то беда с устроителями всевозможных развлекательных шоу в ночных клубах. Понятно, что организаторы тематических вечеринок стараются оформить их в соответствии с той или иной праздничной датой, но всё же стип-шоу под названием "Спасибо деду за Победу" - это уже перебор.

Надо ли бороться с отрицателями Победы в войне или её коммерциализаторами? Возможно. Скорей всего, отношение к событиям тех лет - это личное дело каждого, дело его совести и личной ответственности перед своими предками, погибшими на полях Великой Отечественной. Ответственности перед страной, историей которой мы хотим гордиться.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *