"Катынь" раздора, киноверсия

В пятницу вечером российский телеканал "Культура" покажет крайне неоднозначный фильм Анджея Вайды "Катынь". Польский госзаказ, снятый в 2007 году в рамках общественно-просветительской программы "Катынь-1940. Помню", повествует о расстреле  офицеров в местечке под Смоленском. Даже и в Польше картина Вайды вызвала диаметрально противоположные оценки. Что же говорить о России, где споры о катынской трагедии не утихают по сей день?

Уже из названия госпрограммы, в рамках которой был снят фильм, ясно, что отражает он официальную позицию современной Польши по вопросу о катынской трагедии, которая была впервые оглашена ведомством д-ра Геббельса в 1943 году. В современной российской исторической науке нет однозначного взгляда на этот вопрос.

В нашей стране продолжается спор между сторонниками версии о расстреле польских офицеров фашистами в 1943 году (выводы комиссии Бурденко, легшие в основу обвинений Нюрнбергского трибунала), и сторонниками версии, согласно которой вина за это преступление лежит на Советской власти (выводы комиссии профессора Бутца с участием врачей из стран, подконтрольных фашистской Германии).

Во время Второй мировой войны катынский расстрел использовался фашистами в пропаганде, нацеленной на то, чтобы разбить антигитлеровский блок, в период холодной войны те же тезисы использовались западной пропагандой против Советского Союза.

В 90-м году на волне перестройки М.С.Горбачев признал "непосредственную ответственность за злодеяния в катынском лесу Берии, Меркулова и их подручных". Затем, несколько непоследовательно, было назначено расследование по этому делу. Главная военная прокуратура СССР сообщила, что "польские военнопленные могли быть расстреляны на основании решения Особого совещания при НКВД СССР в течение апреля-мая 1940 года".

Однако Особые совещания не имели до 1941 года полномочий выносить смертные приговоры. Стали говорить, что они были вынесены специально созданной тройкой НКВД. Но и тройки НКВД были упразднены решением Политбюро еще в 1938 году. 

Читайте также: Человек, который завершил революцию

Позже уже Б.Н.Ельцин заявил об обнаружении в президентском архиве секретных пакетов, документы из которых однозначно свидетельствуют о причастности Сталина, Берии и других государственных деятелей СССР к катынскому расстрелу. Бумаги пытались приобщить к обвинению по знаменитому "Делу КПСС" в Конституционном суде, но защита усомнилась в их подлинности. Было указано на ряд несоответствий в документах (таких, как подчистки, отсутствие даты и др.), которые могут служить свидетельством их фальсификации.

Фото: AP

Наконец, в 2004 году ГВП РФ объявила о прекращении расследования "катынского дела", из 183 томов которого 116 были объявлены секретными, так как они содержат государственную тайну.

В итоге российская история имеет множество документов, но среди них нетниодного,который мог бы быть однозначно признан всем обществом. Существует множество свидетельств, но неоднозначны и они. Среди аргументов есть и такой, что, даже признавая ответственность Советского Союза за расстрел польских офицеров, следует рассматривать ситуацию комплексно, в контексте того времени - ведь за 20 лет до того Польша замучила в концлагерях десятки тысяч красноармейцев.

Что касается фильма Вайды, утверждается, что он основан на документах. Содержит не только игровые сцены, но и документальные кадры, например, "кинохронику эксгумации братских захоронений в Катыни, снятую в 43-м". Фильм "восстанавливает хронику событий" - в понятном ключе. Для официальной Польши вопрос катынского расстрела имеет однозначный ответ, это один из тех столпов, на которых строилась новая польская идентичность после развала социалистического блока. Аналогичную стратегию "строительства нации" мы наблюдали в последние годы на Украине.

Интересно, что и в самой Польше фильм Вайды был воспринят далеко не однозначно. "Катынь", - писала в 2007 году польская версия газеты Le Monde diplomatique, - это патриотический китч, за который становится стыдно. Его не смог выдержать даже первый антикоммунист польской критики Кшиштоф Клопотовский (Krzysztof Klopotowski)".

"Катынь" встраивается в большой пропагандистский проект польских правых: создание комплексного, идеологически насыщенного видения Второй Речи Посполитой", - отмечало издание.

О фильме мягко отзываются, что он необъективен. Историк, член политсовета "Молодой гвардии Единой России" Павел Данилин сказал в этой связи "Правде.Ру": "Что касается направленности фильма, то он носит откровенно обвинительный характер, не рассматривается комплекс отношений между Советским Союзом и Польшей в то время. Абсолютно игнорируется польская политика по отношению к народам, которые находились ранее в составе Российской империи. Игнорируется история российско-польских отношений последних 20 лет перед войной".

"И из-за этого фильм носит откровенно конъюнктурный и необъективный характер. Показ этого фильма на российском телевидении я считаю большой ошибкой", - резюмирует Данилин.

Историк Алексей Исаев, автор сценария документального сериала Первого канала "Великая война", относится к фильму нейтрально. "Вайда хорошо известен как режиссер, прежде всего, художественных фильмов, - говорит он. - И фильм, который нам предстоит посмотреть - не думаю, что у кого-то всерьез возникнет мысль о том, что это документальное кино и что оно без всякого вымысла показывает то, что происходило".

"Я сам ранее его не видел и посмотрю, не скажу, что с удовольствием, но посмотрю", - сказал Алексей Исаев. Историк отметил, что фильм, конечно, "представляет версию польской стороны". "Они имеют на нее право, - сказал он. - Я не думаю, что из этого кино нужно делать запретный плод".

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить