"Если вожди "креативного класса" так вызывающе глупы, то что сказать о самом "классе"?

За несколько дней до выборов в полную силу зазвучали призывы не признавать результатов голосования, выйти на улицу "отстоять права", необходимости "эскалации конфликта" с целью неких уступок со стороны власти и т.д., и т.п.

В связи с этим весьма популярны параллели с событиями на Украине в конце 2004 года. Вновь зазвучали слова "Майдан", "оранжевая революция", "третий тур". Хотя надо заметить, что ничего нового по сравнению с тем, что было в Киеве более семи лет назад, организаторы нынешних оппозиционных акций в Москве предложить оказались не в состоянии. Те же призывы "выйти и отстоять", палатки, символика - только цвет белый...

Впрочем, политолог Леонид Радзиховский, с которым побеседовал корреспондент "Правды.Ру", считает, что "новое по сравнению с украинским Майданом все же есть".

- И в чем же новизна?

- Новое заключается в том, что на Майдан вышли сотни тысяч людей, а сюда никто не вышел. Замах рублевый, результат фиговый - вот в этом разница. Это с точки зрения результата.

Читайте также: Как мерзко быть "белоленточником"

Причины этого тоже очевидны. "Оранжевая революция" не делается по приказу. Она делается тогда, когда общество беременно революцией. Эту беременность можно подтолкнуть, а можно пропустить. Можно роды организовать, а можно момент упустить. Но если нет самого факта беременности, то ребенок не родится, потому что его просто нет. Россия "оранжевой революцией" не беременна. Можно раздать сколько угодно палаток, но это будет просто палатка номер шесть. 

- Все-таки, почему нынешние организаторы протестных акций берут на вооружение методы, неоднократно использованные? Откуда такая скудость идей?

- Вот это действительно интересная вещь, о которой я тысячу раз говорил, поражаясь степени бесплодности и маразма вождей "креативного класса". Поразительное явление. Если вожди "креативного класса" так вызывающе глупы и бесплодны, то что же можно сказать о самом "классе"? Я сам не могу понять, в чем тут дело. И это притом, что разумных лозунгов, способных заинтересовать людей, невероятное количество.

- Например?

- Если речь идет о политике, это то, что тысячу раз говорилось. Например, вытянуть из Конституции, из положений, где говорится об избрании президента слово  "подряд". Или сократить президентский срок с 6 до 4 лет.  Или отменить президентский фильтр при прямых выборах губернатора. Или ввести прямые выборы руководителя полиции или прямые выборы префектов. То есть масса вещей, которые понятны людям. Безусловно эти вещи не всех привлекут, но какую-то часть людей, какой-то значимый процент это бы заинтересовало и привлекло.

Если речь идет о социально-экономических требованиях - которых вообще ни разу не выдвигали эти люди, - то тут совсем просто. Берите любую статью Путина и просто повторяйте его тезисы, только добавляя, что Путину мы не верим, потому что он 12 лет у власти и ничего не сделано, а мы это сделаем.

Или еще проще какие-то совсем популистские вещи: увеличить студентам стипендию в 10 раз, немедленно отменить призыв в армию, отменить оплату коммунальных услуг для людей, у которых уровень дохода ниже такого-то или для пенсионеров и т.д.

То есть придумать популистские исполнимые, неисполнимые, но конкретные популистские лозунги, которые бы заинтересовали миллионы людей - это абсолютно не проблема. Для этого не надо иметь ни семи пядей во лбу, ни одну пядь во лбу.

Это лежит на поверхности - но ни разу, ничего, полный пшик, только мычание. Вообще ни одного содержательного лозунга. Речи-кряки: Путина в отставку, Чурова в отставку, честные выборы, отпустим политзаключенных, которых не существует...

То есть такое впечатление, что люди как будто нарочно издеваются над той толпой, которая к ним приходит. Просто издеваются и придумывают наиболее нелепые звуки и словосочетания, которые только возможно. Я теряюсь в догадках, с чем связана такая даже не импотенция, а полная интеллектуальная прострация. Просто не понимаю. Но это факт.

Перед нами редкий случай полной интеллектуальной прострации, притом со стороны людей, которые имеют наглость называть себя лидерами "креативного класса". Может быть это и есть высший "креатив" - вообще ничего не говорить, а просто издавать звуки? Но мне этот "креатив" непонятен...

Почему они этого не делают - не в состоянии понять. Может быть потому, что у них такой чудовищный внутренний раздрай - два человека имеют четыре мнения и ни о чем не могут друг с другом договориться в принципе, только стоять, взявшись за руки и разинув рот? Может быть, не знаю. Может быть причина в этом.  Может быть причина в том, что они боятся выдвигать серьезные лозунги. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить