Между саном и тщеславием: Куда ведет "особое мнение" Всеволода Чаплина?

Почти 12 тысяч подписей набрала петиция с призывом лишить протоиерея Всеволода Чаплина священного сана. В конце прошлого года отец Всеволод был освобожден от должности главы синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. А после этого исключен из состава президентского совета по взаимодействию с религиозными объединениями.

Однако Всеволод Чаплин сохранил священный сан и продолжил служение в одном из московских приходов.

Но после увольнения он решил, что свободен от каких-либо обязательств. Ныне он записной критик политики предстоятеля Русской православной церкви, патриарха Кирилла. Не совсем понятно, правда, как это совмещается с саном отца Всеволода — обязательным элементом церковной службы является молитва о предстоятеле Русской православной церкви…

Вообще, после отстранения от должностей протоиерея будто прорвало. В одном из своих недавних интервью Всеволод Чаплин выдвинул нечто вроде ультиматума: "Мне бы не хотелось становиться частью несистемной оппозиции, и считаю, что власть должна выслушать и меня, и других системных, как я считаю, патриотов России, которые предлагают серьёзные преобразования в государстве и обществе".

На прошлой неделе члены Христианского правозащитного центра обратились к патриарху Кириллу с призывом лишить отца Всеволода церковного сана. По их мнению, ряд инициатив протоиерея "подрывает вековые основы жизни церкви" и "дискредитирует сан священника". Они же стали инициаторами вышеупомянутой петиции на сайте Change. org.

Представители Русской православной церкви, с которыми побеседовал корреспондент "Правды.Ру", полагают, что отец Всеволод должен сделать выбор между служением и политической деятельностью.

"Он рядовой священник, настоятель одного из московских приходов. Личной свободы у него стало гораздо больше. Выступая, как руководитель синодального отдела, он во многом должен был сдерживаться. Теперь он выступает как частное лицо, но обличенное священным саном. Это его личное мнение, он имеет право его озвучивать. За озвучивание личного мнения, если оно не имеет каких-то теоретических, канонических проблем за собой, никто сана не лишает, это нормальное выражение своего особого мнения", — считает настоятель Богоявленского собора в Москве отец Александр.

"Если он начнет организовывать партии, какие-то общественные движения, здесь можно говорить, чтобы он подумал, что для него ближе и дороже — духовная сфера служения либо политическая, общественная. Здесь человек должен сделать выбор. Как в свое время сделал выбор (Иван) Охлобыстин между кино, актерством и пасторским служением. У него был свой сознательный выбор", — полагает он.

Церковь не секта, разные могут быть мнения, взгляды, считает секретарь совета по биоэтике при Московском патриархате, отец Максим Обухов. Но, полагает он, человек, занимающий определенную должность, не всегда может говорить лично от своего имени.

"Например, я имею свои политические взгляды, но я могу их обсуждать только на кухне в своей семье. А публично я не имею право, скажем, поддерживать какую-то партию или выступать против нее. Это просто по должности не положено", — считает отец Максим Обухов.

"Христиане, христианские священники должны быть едины в исповедании своей веры, а не в той или иной оценке культурной, спортивной или политической жизни. Если священник начинает заявлять, что его те или иные личные симпатии политические являются обязательными для других членов церкви, это, конечно, за рамками приличия. Наличие у человека священства не есть поражение в его гражданских правах", — полагает протодиакон Андрей Кураев.

Он отметил, что считает правильным лишение Всеволода Чаплина его прежних постов и выразил надежду, что "сейчас, получив определенную свободу, он покажет иные грани своих способностей".

На взгляд предстоятеля Русской православной церкви, в ней самой за последнее время возродились многие демократические процедуры. РПЦ славится в первую очередь именно своей соборностью, в рамках которой прихожане и священнослужители приходят к необходимости тех или иных изменений.

Святейший считает, что в организационных вопросах Церкви его предназначение заключается в скреплении своей подписью решений, принятых в ходе широких обсуждений православной общественности. Почему отец Всеволод решил, что его голос должен быть громче мнения таких соборов, не совсем понятно.

Пока же отец Всеволод уверенно движется по пути Глеба Якунина. Который, напомним, в 1997 году был предан анафеме за самовольное ношение креста и священнических одежд. Еще до этого он перешел в так называемую "Украинскую православную церковь Киевского патриархата", а затем получил сан "протопресвитера Апостольской православной церкви".

При этом Глеб Якунин в либеральных российских изданиях позиционировался именно как священнослужитель, выступая в качестве эксперта, в том числе и в вопросах, касающихся Русской православной церкви.

Любопытно, что выступает он в основном в тех изданиях, которые известны своей критической настроенностью к православию и церкви. В тех, которые всячески отстаивали право панк-группы Pussy Riot оскорблять чувства верующих в Храме Христа Спасителя. В которых могут противопоставляться православные и мусульмане. Тех, в общем, которые тоже хотели бы переустройства, но в интересах совсем не православных христиан.

Ныне в этих же самых изданиях со своими размышлениями на тему наилучшего обустройства России выступает отец Всеволод Чаплин. Причем, как следует из его высказываний, эти размышления едва ли не в обязательном порядке должны стать руководством к действию — как Церкви, так и светской власти.

Замена Глебу Якунину нашлась быстро. И не похоже, чтобы отца Всеволода это не устраивало.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить