День, без которого немыслима наша страна

День Октябрьской революции по-прежнему является праздничным в Белоруссии. В нашей стране его фактически не отмечают с момента распада СССР. Точнее, до 2004 года 7 ноября было обозначено в календарях как некий День согласия и примирения. Но этот суррогат не прижился.

Для многих людей - особенно старшего поколения - 7 ноября остается праздничным днем. Его каждый год торжественно отмечает КПРФ. Хотя, конечно, еще вопрос, имеет ли нынешняя компартия - точнее сказать, ее руководство - бОльшее отношение к празднованию Октябрьской революции, чем, например, ЛДПР или "Единая Россия".

На официальном уровне о событиях октября 1917 года именно как о революции стараются говорить как можно реже. Гораздо чаще произошедшее называют переворотом. А в концепции нового школьного учебника по истории и вовсе исчезло разделение на Февральскую и Октябрьскую революции. Специалисты предпочли именовать произошедшее в 1917 году Великой русской революцией.

В принципе, может быть это и справедливо. В конце концов, без Февраля не было бы Октября. Но вряд ли можно отрицать, что именно Октябрьская революция оказала огромное влияние не только на весь мир, но и на нашу страну. Так что стоит ли стараться принизить значение событий октября 1917-го и уж тем более их стыдиться?

"Конечно, в чисто техническом смысле 7 ноября 1917 года произошел переворот. Но этот переворот был частью грандиозного по масштабам революционного процесса, который начался ещё в феврале и продолжался в течение ещё целого исторического периода, пока революционный импульс не выдохся", - считает политолог Борис Кагарлицкий

"Это сопоставимо с тем, что произошло во Франции в XVIII веке. Русская революция перевернула не только Россию, она радикально изменила весь мир. И тот мир, который мы видим вокруг нас, просто немыслим был бы без неё, так же как мир XIX столетия - без французской революции. Это факт истории Германии, Англии или США не в меньшей степени, чем нашей истории", - подчеркнул он. 

"А что она дала нам? Она создала современную российскую нацию так же, как революция 1789 года - французскую. Мы просто физически не были бы такими. Жили бы в других местах, имели бы другой состав крови, говорили бы на совершенно ином языке. Потому что революция сделала литературный русский язык достоянием всего народа (причем не только русского народа). Итогом стало бесплатное образование, здравоохранение, даже повсеместное введение всеобщего равного избирательного права, которое до 1917 года отсутствовало не только в России, но и во многих странах Запада. В той же Швеции, например", - сказал политолог "Правде.Ру". 

"Советский Союз не смог построить социализм на практике, хотя и провозглашал это идеологически. Но капитализм радикально изменился под ударами русской революции. А теперь, когда мы демонтируем структуры, порожденные революционным прорывом, капитализм тоже деградирует. Мы говорим про "дикий капитализм" в России. Но дело в том, что он "дичает" во всем мире. И так будет продолжаться, пока кто-то не даст новый импульс социальным преобразованиям...", - считает Борис Кагарлицкий. 

"По данным социологических опросов, порядка 58 процентов граждан позитивно оценивает Октябрьской революцию, где-то 25 процентов отрицательно", - отметил политолог Сергей Черняховский

По его мнению, Октябрьская революция была "объединением народа в противостоянии недееспособной власти". 

"Все, что провозгласили тогда - это идеалы общественного самоуправления, это идеалы ускоренного развития, идеалы участия каждого в управлении государством", - сказал Сергей Черняховский "Правде.Ру".

"Так или иначе, весь преуспевающий западный мир сейчас пользуется результатами пути, который открыл Октябрь", - подчеркнул политолог.

Что же касается современных последователей большевиков, то и Борис Кагарлицкий, и Сергей Черняховский полагают, что считать их таковыми нет никаких оснований.

"Если речь идет о КПРФ, то эта партия похожа на собрание людей, которые безответственно растрачивают наследство, доставшееся от знаменитых предков. Они используют название, но не понимают даже смысла слов, которые говорят. Разумеется, в КПРФ есть разные люди, в том числе и вполне достойные. Но столичное руководство занято лишь своим бизнесом", - уверен Борис Кагарлицкий.

"Что касается других коммунистических групп, то им надо научиться не только говорить о классовой борьбе, но и работать повседневно в интересах трудящихся - через свободные профсоюзы, социальные движения и т.д. Это менее романтично и красиво, чем произносить речи о революции, но именно это создает авторитет среди масс", - подчеркнул он.

По мнению же Сергея Черняховского, современные российские коммунисты это "некая остаточная ветвь, которая присягает этому (наследию), но не несет в себе того темперамента переустройства мира, той романтической мечты".

"Большевики всегда фокусировались на соединении своей стратегической цели с тем, чем живет народ. И чтобы двигаться через реализацию запросов и ожиданий народа. А сейчас, к сожалению, коммунисты, те, кто сегодня называет себя коммунистами, пытаются говорить не о том, что интересно народу, а о том, что интересно им самим. Они защищают мир своих слов и мир своих ценностей, но не умеют соединить это с ожиданиями общества", - сказал политолог.

Читайте все публикации по этой теме

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Темы жилье
Обсудить