"Теория счастья" калужского "Яблока"

Некоторые российские политики уверены, что "ловить в этой стране нечего". А потому, если предоставляется возможность, надо скорее отсюда "рулить". По крайней мере, к такому выводу пришли активисты калужского "Яблока". Один из них уже обосновался во Франции, а трое других, включая лидера регионального отделения, сидят на чемоданах.

Проблема политической эмиграции существовала всегда. Бежали как из России, так и в нашу страну. С крахом Советского Союза разговоры о политэмигрантах вроде бы прекратились. Советские диссиденты получили возможность вернуться на Родину — и некоторые даже этой возможностью воспользовались. Кто-то вернулся навсегда, а кто-то оставил на всякий случай путь для отхода.

У тех же, кто всё-таки планировал сменить место жительства, также не возникало никаких проблем. Тем более, что поначалу Запад охотно принимал переселенцев из бывшего СССР. Однако так продолжалось недолго и поселиться в какой-либо из западных стран только по той причине, что "очень хочется", стало гораздо сложнее.

Тут-то и возник некогда актуальный вопрос о политической эмиграции, очень удачно наложившийся на некоторое охлаждение отношений между Россией и Западом.

В общественном сознании твёрдо закрепились стереотипы "беженцев": Борис Березовский, Владимир Гусинский, Леонид Невзлин и т. д. Одним словом, олигархи, по тем или иным причинам не поладившие с российской властью. Впрочем, как считает глава правления базирующегося на Украине "Союза политических эмигрантов" Ольга Кудрина, есть и другие, менее известные широкой общественности. И именно они во многом повлияли на результаты исследования европейской статистической службы "Евростат", согласно которым в третьем квартале 2009 года Россия заняла первое место среди подавших прошение об убежище в странах Европейского Союза.

В самом деле, новое поколение российских политэмигрантов достойно того, чтобы рассказать о нём подробнее. Хотя бы на примере калужских оппозиционеров.

В начале марта представителям калужского регионального отделения партии "Яблоко" позвонил их коллега, экс-депутат городской думы Калуги Пётр Сюткин, сообщивший, что в настоящее время вместе с сыном находится во Франции, где подал заявление о предоставлении политического убежища. Как следует из текста пресс-релиза на сайте калужского "Яблока", поводом к бегству из России послужили неоднократные нарушения прав и свобод Петра Сюткина и его малолетнего сына, а также давление на него местных властей как на активиста партии "Яблоко" в преддверии выборов в Законодательное собрание Калужской области.

Фото: AP

Пётр Сюткин является действительно личностью по-своему уникальной. Согласно официальной биографии, с 1990 года являлся активистом "Демократической России" и даже имеет благодарность от президента РФ Бориса Ельцина за активную помощь в президентской кампании 1996 года. В избиркомах различного уровня он в разные также проходил как представитель ЛДПР, "Державы", "Народной воли" и аж двух кандидатов на президентских выборах 1996 года — А. Брынцалова и М. Горбачева.

Но это, что называется, вершина айсберга в его биографии. Куда как более впечатляющей является её подводная часть.

Дело в том, что в 1990-х годах Пётр Сюткин основал т. н. "Братство кандидатов в настоящие люди" (БКНЛ). Члены братства вынашивали планы переустройства всего общества на основе своей "Теории счастья". Согласно идеологии БКНЛ, все человечество делится на три биологических вида: настоящих людей, полулюдей и нелюдей разных категорий.

Летом 2002 года четверо членов этой организации, входившие в общество БКНЛ-ПОРТОС ("Поэтизированное общество разработки теории общенародного счастья"), обвинялись в особо тяжких преступлениях, в том числе и в создании незаконных вооруженных формирований.

В БКНЛ, правда, Петра Сюткина знали под другими именами — Николая или Павла Гудскова. Использование псевдонима было связано с тем, что господин Сюткин являлся к тому времени депутатом городского собрания г. Калуги и президентом молодежного благотворительного фонда "Леонардо", специализирующегося на "решении проблем детей" и "сфере образования". По некоторой информации, именно из этой самой ячейки БКНЛ и вышли ряд представителей нынешнего калужского "Яблока".

Что-то в этой истории правда, что-то можно отнести лишь к слухам. Тем не менее, этого уже достаточно для того, чтобы составить некие штрихи к портрету Петра Сюткина и его сторонников. Тем более, что последние не только поддерживают своего коллегу-беглеца, но и втайне завидуют ему.

Как рассказал "Правде.Ру" лидер калужских "яблочников" Владислав Морозов, Пётр Сюткин поступил правильно. "А что тут ловить в нашей стране, раз такое отношение? Тем более, что жил он в деревне, в доме полуразвалившемся. А туда приехал, вроде как человек никто-ниоткуда, а ему там сразу все дали: и общежитие, и ребёнка в школу отправили, и пособие уже получает. А у нас его затравили. Нет чтобы помочь чем-нибудь, а сразу начинают отбирать, лишать родительских прав. Подумаешь, ребенок ходит в валенках! А в чём же ему ещё ходить? Так что если есть возможность, почему бы не срулить?", — заявил наш собеседник.

Фото: AP

Пётр Сюткин действительно с некоторого времени жил в деревне и хотел дать своему сыну Велиге "деревенское воспитание". Из-за чего, собственно, у него и вышел конфликт с чиновниками из управления образования. По словам самого Сюткина, они с сыном планировали заниматься "изобретательством", мастеря "из узлов и агрегатов старых автомобилей хороший минитрактор для работы в небольших крестьянских хозяйствах", строить ветряки с электрогенератором и "маленькую, на ручье, гидроэлектростанцию". При этом родитель планировал дать своему сыну именно "домашнее начальное образование" в условиях деревенской жизни. Но не нашёл взаимопонимания со стороны, как уже было сказано ранее, "наглых" и "бездушных".

Надо полагать, что во Франции г-н Сюткин найдёт то, что ищет. Равно как и его коллега из того же калужского "Яблока", председатель комитета гражданского контроля Игорь Рахманов, бежавший от угрозы помещения в психиатрическую больницу в Польшу. И, может быть, оставшиеся на малой родине другие члены партии "Яблока".

В размещённом по этому случаю заявления на сайте регионального отделения особо отмечается, что "депутаты Законодательного собрания области Татьяна Котляр, Сергей Фадеев и Владислав Морозов также не исключают своего выезда за рубеж в случае преследования их после 14 марта с. г.".

"Сейчас у нас иммунитет, а после 14 марта, после того как состоится заседание сессии нового состава, его с нас снимут. И, естественно, нам попытаются отомстить, — пояснил "Правде.Ру" Владислав Морозов. — Я ж не такой дурак, чтобы тут сидеть, чтобы меня в кутузку посадили. Естественно, лучше взять вещички и куда-нибудь срулить".

На вопрос, куда именно планирует "срулить" глава калужского "Яблока", г-н Морозов ответил, что "как минимум, куда-нибудь в Западную Украину", в Львовскую область, где царит "настоящая свобода". "Там у Григория Алексеевича Явлинского бизнес, он обещал нас куда-нибудь там устроить на заправку. Там сеть заправок, где можно переждать это смутное время", — рассказал наш собеседник о своих политэмигрантских перспективах.

Работа на бензоколонке в Львовской области, конечно, не самая радужная по сравнению с Францией перспектива. С другой стороны, всё ближе к западной границе. А там, чем чёрт не шутит…

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *