"Цель одна - загнать Россию в положение плебея". Интервью с Леонидом Ивашовым

"Цель одна - загнать Россию в положение плебея"

О своем видении стратегических планов Запада в отношении России рассказал в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru президент Международного центра геополитического анализа и делового сотрудничества Леонид Ивашов.

— Давайте для начала вспомним, как выстраивалась система стратегического паритета в ядерной сфере. Начнем с 60-х годов, с Карибского кризиса, когда СССР и США стояли на грани ядерной войны.

— Карибский ракетно-ядерный кризис сыграл огромную положительную роль в процессе ядерного сдерживания. Ведь американцы не знают, что такое война на их территории. И у них, особенно у политической элиты, выработался некий синдром неприкасаемости — никто не может им угрожать.

И вот 62-й год, когда они обнаруживают рядом, у себя под боком ракеты, ядерное оружие. У них был шок. Да, были там военные и некоторые конгрессмены, которые требовали ударить по СССР. Но были и трезвые люди, которые говорили, что если мы бьем по СССР, то ракеты с Кубы через несколько минут начнут взрываться на нашей территории.

Мне кажется, тогда произошел поворот в сознании и изменилась мировоззренческая база в отношении ядерного оружии. Американцы примерили то, что они делали в отношении других народов, в т. ч. японцев, и хотели сделать в отношении СССР, на себя. И пришли в ужас, что они, по крайней мере, не выживут, если развяжут эту войну.

И уже в конце 60-х годов был запущен процесс (американцы говорят, что они его запустили, мы — что наш Генштаб) ограничения стратегических вооружений: два договора, ОСВ-1 и ОСВ-2.

В 1985-м году начался переговорный процесс об уничтожении ракет средней дальности. Сначала речь шла об ограничении: американцы выводят их с европейского континента, мы тоже выводим ракеты средней дальности из Европы и перемещаем за Урал. Американцы с этим не согласились, потому что у нас в этот момент исследовался вопрос размещения наших "Пионеров". Это мощнейший комплекс, чтобы доставать, по крайней мере, до Аляски. Американцы с этим не согласились, и тогда было принято решение об уничтожении вообще ракет средней дальности (баллистических и крылатых) наземного базирования как класс.

Мы, военные, не соглашались с этим. Почему? Во-первых, это были не симметричные сокращения — американцы уничтожали свой комплекс, который более чем в 2 раза по коэффициенту боевой эффективности уступал нашему. Наш "Пионер" — дальность 5 тыс. км, три разделяющихся боеголовки и подвижная автомобильная база, что означает больше устойчивости. Американский "Першинг" — это установка прицепного действия, долго развертывалась на боевой позиции, одна головная часть и 2700 км дальность. По количеству мы в два раза больше должны были уничтожить, чем американцы.

Тем не менее, мы пошли на это, хорошо это или плохо. Но когда Горбачев с Шеварднадзе к этому американскому преимуществу прицепили немножко плутоватым путем еще и самый передовой на тот момент комплекс "Ока" с дальностью до 500 км…

Я из своего личного опыта знаю, что как только американцам в чем-то уступаешь, то они ощущают свою силу и считают эту уступку проявлением слабости.

И вот когда мы уступили по количественным и качественным показателям, они дожали Горбачева с Шеварднадзе, пообещав Горбачеву Нобелевскую премию.

И, тем не менее, выиграли мы, выиграла Европа, потому что подлетное время с американской территории, с американских ракетных баз было около 40 минут, а из Европы буквально исчислялось тремя-четырьмя минутами. Мы не успевали среагировать. И получился бы ответный удар или нет, вот вопрос.

Этот договор по сей день работает и носит бессрочный характер.

— Прошло уже сколько времени, а сейчас ощущение какого-то дежавю, что сейчас снова идет нарастание угрозы ядерной катастрофы. Были ли за этот период какиие-либо нарушения кем-то из сторон?

— По ракетам средней и малой дальности серьезных нарушений не было ни со стороны России, ни со стороны США. А вот по крылатым ракетам американцы обвиняют нас, что мы испытываем.

Но это не основано на реальности, это политика, основанная на некоторых несдержанных заявлениях наших должностных лиц. Кто-то из официальных лиц предлагал выйти из договора и возобновить производство "Пионеров". Они за это цепляются, но это все просто информационное наступление, информационная атака на Россию.

Потому что Россия перестает подчиняться американскому диктату, это во-первых. И во-вторых потому, что в Европе сегодня, в которой американцы готовят поле боя, кардинально изменилась элита, руководство этих стран.

Нет ощущения противостояния Запад-Восток, в результате чего началась Вторая мировая война, это раз. И второе — американцы приучили европейцев к послушанию, приучили европейцев верить американскому влиянию.

Европейцы имеют свои армии, но воевать без американской поддержки они не могут, потому что нет системы космической связи, нет системы космического наблюдения, нет разведки космической и т. д. Американцы все это взяли на себя. Даже систему АВАКС, самолеты дальнего радиолокационного обзора Израиль имеет, а европейцы не имеют. Т. е. американцы завязали их на себя.

И, конечно, таких политиков, как Гельмут Коль, даже Франсуа Миттеран, Шрёдер, Ширак, сегодня в Европе нет. Американцы все сделали, чтобы поддерживать и протаскивать в президенты, канцлеры и премьер-министры людей, которые от них в чем-то зависят.

— Что надо сделать, чтобы все остановилось, нормализовалось и снова пошло на разоружение?

— Даже если ядерное разоружение будет запущено, это не спасает Россию. Ядерное оружие, скорее всего, применяться не будет — стратегические ядерные вооружения опасны и для человечества, и для Америки в том числе, ну и, понятно, для нас. Сегодня работают другие методы — методы мягкой силы, гибридной войны и т. д.

Посмотрите, что сейчас происходит вокруг России. Мы имеем очень уязвимую ситуацию в Новороссии. Вот подвесили и не знают, что делать.

Следующий такой очаг, где нас ставят на растяжку — это Приднестровье. 200 тысяч почти наших граждан, наши миротворцы — и их блокируют. На всякий случай поставили С-300, и поставили во главе Одесской области Саакашвили, которому нечего терять, которого американцы держат за горло.

Следующая растяжка — Калининград, Калининградская область. Я не исключаю, что сейчас появится в Калининградской области какое-то движение, которое будет требовать независимости от России. И в Европе и США скажут: "Вы в Крыму так сделали, поэтому мы введем своих служивых людей в Калининград".

Есть еще Арктика, Центральная Азия обязательно возгорится обязательно, мы ввязнем в эти конфликты.

Цель одна — чтобы изменить наш курс на самостоятельность, вновь войти в это плебейское положение, отвечать на любой приказ "Выполню, сержант!" из Вашингтона. Ведь почему нас наказывают? Вышли из послушания! Представляете, мы объявили себя побежденными в "Холодной войне" и теперь перестаем победителю подчиняться.

Ведь Бжезинский еще в начале 90-х говорил, что Евразия — это приз победителю в Холодной войне, а в стратегии национальной безопасности США 1992 года прямо сказано, что не позволим возродиться никакому государству, способному бросить вызов США.

Читайте также:

СНВ-4 будет, но только на условиях России

Пентагон пугает Россию "окончательной эскалацией" с применением ядерного оружия

Москва может нейтрализовать ПРО США при помощи гиперзвукового аппарата Ю-71

Интервью к публикации подготовил Владимир Беляев

Беседовала

Автор Алена Миргородская
Алена Миргородская — журналист, бывший шеф-редактор видеостудии Правды.Ру *
Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру» *