А могут и посадить: Как наблюдают за выборами в США и Европе

Комитет Госдумы по  по конституционному законодательству и государственному строительству  поддержал предложение о назначении в избирательные комиссии двух наблюдателей от кандидата или партии. Наблюдать за голосованием и подсчетом голосов они смогут поочередно.

Кроме того, партии и кандидаты за три дня до даты голосования должны будут направлять в избирательные комиссии списки своих наблюдателей. 

Ранее "Правда.Ру" сообщала о новшествах в процессе наблюдения за выборами. Предлагается, в частности, ввести норму, по которой решение об удалении наблюдателя с избирательного участка может принять только суд. 

Президент России Владимир Путин поправки в избирательное законодательство поддержал. Именно по инициативе главы государства Центризбирком и администрация президента проанализировали практику участия наблюдателей в выборах.

Но, конечно же, нашлись и недовольные. Например, коммунисты, предлагавшие ввести по пять наблюдателей от кандидата или партии. Впрочем, в КПРФ ранее одобрительно отзывались о других инициативах по этому вопросу.

Или движение "Голос", по мнению представителей которого, ограничение числа наблюдателей негативно скажется на мобильных группах, которые ездят с одного участка на другой. Недовольны критики и тем, что при подаче списков наблюдателей на избирательные участки предлагается указывать их место жительства.

Впрочем, претензии можно было спрогнозировать заранее. Понятно, что всем не угодишь - не было бы таких поводов для критики, придумали б другие. Хотя когда сравниваешь организацию процесса наблюдения за выборами в России с другими странами, подобная критика, мягко говоря, кажется сильно натянутой.

До сих пор одним из самых ярких примеров является история на президентских выборах в США 2012 года. Тогда наблюдателей ОБСЕ не пустили на избирательные участки сразу в нескольких штатах - Техасе, Айове, Аризоне, Миссисипи. А в первых двух попутно пригрозили арестом, если предупреждение будет проигнорировано.

При этом с точки зрения законов этих штатов, подобные ограничения были абсолютно правомерны. Ибо запрещено присутствие на избирательном участке третьих лиц - не участвующих в голосовании или не ответственных за организацию процесса волеизъявления. 

От Парламентской ассамблеи ОБСЕ одним из наблюдателей на выборах в США был депутат Госдумы Илья Костунов. Который потом поделился некоторыми своими впечталениями.

Например, что на избирательных участках запрещено вести фото- и видеосъемку, а также пользоваться мобильными телефонами. Или как с избирательного участка в Вашингтоне удалили наблюдателя по причине того, что он пытался пройти без разрешения руководителя комиссии. При этом ему пригрозили пятилетним тюремным заключением и штрафом в размере десяти тысяч долларов.

Вообще, процесс наблюдения за выборами в разных странах порой весьма специфичен. Например, в 2010 году посол США на Украине Джон Теффт (нынешний посол Соединенных Штатов в России) изъявлял готовность своего правительства финансировать украинских наблюдателей на местных выборах.

"Если наблюдатели нам сообщат о каких-то проблемах, мы, конечно, обратим на это внимание правительства Украины. Как мы это делаем всегда", - подчеркивал господин Теффт. Вопрос о приемлемости подобной модели в России будет риторическим.

Само по себе присутствие наблюдателей на выборах может не только быть источником информации о нарушениях, но и использоваться в пропагандистских целях. Как, например, на выборах в польские сенат и сейм в 2011 году. Год "арабской весны", а потому на выборах в Польше были наблюдатели из Египта, Туниса и Ливии.

"Братья по разуму", конечно же, восторгались демократичностью избирательного процесса в Польше. Но при этом признавались, что наблюдателями на выборах стали впервые в жизни. 

И, конечно, такие "нюансы", как запрет на съемку на избирательных участках, их не интересовал. И так происходящее в диковину было. Зато польские власти получили неплохую международную рекламу.

В ФРГ статус наблюдателя на выборах никак юридически не оформлен. Наблюдать - наблюдайте, доступ на избирательные участки этого возжелавшим не ограничивают. Но и права направить жалобу или заявление по закону у таких "наблюдателей" нет.

Остается добавить, что на выборах в 2014 году в процессе наблюдения за выборами в России поучаствовало более 108 тысяч человек. И нынешние поправки едва ли приведут к снижению числа наблюдателей на выборах. Скорее наоборот - учитывая количество партий и кандидатов, собирающихся принять участие в выборах. 

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить