Оппозиция переходного периода

Внесистемная оппозиция не признаёт легитимность предстоящих в марте этого года выборов президента России, на которых они всё же готовы поддержать отдельных кандидатов. Правда, на определённых условиях.

С такими нетривиальным заявлением выступило движение Сергея Удальцова "Левый фронт". "В целом, не признавая намеченные на март президентские выборы законными и легитимными, Левый Фронт считает необходимым использовать все мирные средства для защиты страны от очередной узурпации власти. Поэтому мы обращаемся к тем оппозиционным кандидатам на пост Президента России, которые выдвинуты левыми партиями, получившими наибольшую поддержку избирателей, со следующими предложениями", - говорится в документе, принятого по итогам заседания совета "Левого фронта".

Обращение направлено в адрес руководителей двух парламентских партий, зарегистрированных в качестве кандидатов на пост главы государства - Сергея Миронова и Геннадия Зюганова. Последним, в частности, предлагается в срок до 1 февраля подписать обязательство о том, чтобы в случае своей победы на выборах не только выполнить все требования оппозиции, выдвинутых в ходе последних массовых митингов, но и не позднее марта 2013 года уйти в отставку с поста президента с тем, чтобы обеспечить проведение досрочных президентских и парламентских выборов.

"Только в случае реализации наших предложений оппозиционный кандидат на пост президента России может быть поддержан гражданским обществом и станет реальным соперником Владимира Путина на мартовских выборах", - прокомментировал данную инициативу лидер "Левого фронта" Сергей Удальцов, отметив, что рассчитывает получить ответ уже в ближайшее время.

Впрочем, содержание ответа, если он вообще будет дан, можно предугадать практически со стопроцентной вероятностью. И Миронов, и Зюганов в своих предвыборных заявлениях уже говорили о возможности в случае победы на выборах поставить вопрос о роспуске Госдумы и проведении новых выборов. При этом, разумеется, отказываться от собственных гипотетических президентских полномочий никто не собирался. И вряд ли соберётся.

Так или иначе, но шантаж зарегистрированных кандидатов в президенты поддержкой протестного электората, идёт не только со стороны левомаргинального Удальцова, но и вполне себе либеральных мыслителей.

Например, либеральный публицист Андрей Пионтковский, предлагая концепцию "президента переходного периода", говорит о необходимости вступить в переговоры со всеми зарегистрированными соперниками Путина, "разъясняя им, что общество примет победителя этих очень несовершенных, мягко говоря, выборов только как президента переходного (1-1,5 года) периода".

Ещё один публицист и активист "Солидарности" Александр Скобов, отмечая, что часть голосов, полученных оппозиционными партиями 4 декабря, "одолжена" у либеральной оппозиции (голосование "за любую партию кроме..."), предлагает сузить круг поддерживаемых оппозицией кандидатур до лидера "Справедливой России" Сергея Миронова, "как более перспективной по сравнению с Геннадием Зюгановым консолидирующей кандидатуры для второго тура". "Обратиться к Миронову с предложением заявить, что он видит свою миссию исключительно в подготовке условий для проведения перевыборов как Думы, так и президента в течение года и назначит своим "переходным премьером" представителя КПРФ", - пишет он в своей колонке на "Гранях.ру".

Акцентирование на кандидатуре Миронова не случайно. Именно он представляется либеральным оппозиционерам самым "слабым" звеном, падким на всякого рода проявления псевдогражданской активности. Но в данном случае любопытным представляются два обстоятельства: неверие оппозиционеров в столь любимый им "арабский" вариант и попытка, в связи с этим, манипуляции миражом гражданского протеста.

Обращение к Миронову, Зюганову и "другим" кандидатам с предложением подписать некие обязательства говорят только о том, что в среде оппозиции так и не нашлось компромиссной, объединяющей (пусть и на кратковременный период) все идеологические группы и течения фигуры лидера. Единственное, что есть у оппозиционеров, так это митинги на Болотной площади и проспекте Сахарова, которыми "борцы с режимом" успешно козыряют. Дескать, ещё немного, и волна народного гнева...

Но проблема в том, что "болотный" или "сахаровский" протест вряд ли можно назвать протестом гражданского общества. Скорее, его пеной в виде столичной интеллигенции и офисного планктона, качественный состав которых оценили лидеры внесистемной оппозиции, употребляя по отношению к участникам этих митингов такие эпитеты как "хомячки" и "боязливые пингвины". Последние, впрочем, и на первом, и на втором митингах ответили немцовым и касьяновым, освистав их. А учитывая то, что примерно треть собравшихся являлись сторонниками "Яблока", а прочие без всякой подсказки голосовали за КПРФ и "Справедливую Россию", речь идёт о перепродаже уже имеющегося у системных политиков электората под другим лейблом.

С другой стороны, оппозиционеры сильно рискуют. Ведь если Миронов или Зюганов примут их условия, то именно они получают право выступать от имени взволнованного гражданского общества. И не факт, что в новой политической конфигурации засидевшиеся во внесистемном поле игроки смогут занять свою легитимную нишу.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить