Американский коп солидарен с русским ОМОНом

Обсуждение законопроекта об ужесточении ответственности организаторов и участников массовых мероприятий, внесенный на рассмотрение в Государственную думу, вышло на международный уровень. В четверг в РИА Новости прошёл видеомост Москва-Вашингтон, посвященный вопросам современного законодательного обеспечения правопорядка на митингах, демонстрациях шествиях, акциях и правовому регулированию соответствующих общественных отношений в России и за рубежом.

По мнению депутата Госдумы Владимира Бурматова, на Западе законодательство более детализированное, но они - законодатели - взяли за основу именно административный кодекс, поскольку исходили из необходимости защитить от провокаторов как тех, кто участвует в акциях, так и тех, кто волею случая оказался рядом.

"Мы довольно серьёзно увеличили планку штрафов. И обсуждения, которые идут в экспертном сообществе, говорят о том, что мы эту планку подняли чрезмерно. Хотя, справедливости ради, полуторамиллионный штраф предполагается для должностных лиц, препятствующих проведению массовых мероприятий", - пояснил Владимир Бурматов.

Один из разработчиков законопроекта, депутат Госдумы Александр Сидякин также посчитал необходимым уточнить, что согласно законопроекту максимальный штраф за нарушения правил поведения на митинге для обычного гражданина не превышает 30 тысяч рублей. В том случае, если действиями этого гражданина был причинён какой-либо ущерб, сумма штрафа может возрасти до 300 тысяч рублей. Всё, что выше этой планки, касается исключительно юридических и должностных лиц.

Кроме того, Сидякин подчеркнул, что речь идёт не только санкциях, но и о заполнении существующих пробелов. "У нас отсутствует запрет на ношение масок, на пронос оружия, на появление в состоянии алкогольного опьянения - эти вопросы надо было как-то решать", - отметил он. "Мы готовы обсуждать любые здравые предложения, но не готовы к бойкотированию этого обсуждения со стороны других участников гражданского общества", - заявил он, комментируя позицию отдельных депутатов Госдумы и общественных деятелей, устраивающих публичные демарши в момент обсуждения данных поправок. "Это значит, что другая точка зрения не имеет серьёзных аргументов", - считает он.

Так или иначе, но в данном случае действительно было любопытно услышать позицию сторонних наблюдателей, которую и высказали в ходе данного обсуждения американские эксперты.

Также по теме: Демократия "дубинки" и "пряника"

Судя по рассказу председателя Полицейского братства Вашингтона Кристофера Бауманна, американские правоохранители сталкиваются примерно с теми же проблемами, что их российские коллеги. В частности, г-н Бауманн отмечал особенности поведения американских радикалов, которые очень часто пытаются провоцировать полицейских на ответные меры. По его словам, некоторые демонстранты (как правило, это активисты экологических и анархистских движений) не только оскорбляют полицейских, но фактически прямым текстом говорят о своём желании быть арестованным сей же момент. Однако полиция на такие провокации старается не реагировать. Как пояснил Крис Бауманн, полицейские, участвующие в обеспечении правопорядка на массовых акциях, проводят специальную подготовку, суть которой сводится именно к умению не отвечать на словесные провокации.

Г-н Бауманн, отвечая на вопрос о подробностях противостояния полиции и участников акции "Захвати Уолл-стрит", отметил, что очень многое из того, что было показано по телевидению, не соответствует действительности, поскольку кадры разгона специально монтировались в интересах одной стороны. В целом же, как пояснил Крис Бауманн, американские полицейские не в восторге от того, что их задействуют на такого рода акциях. "Нам приходится отвлекаться от нащих основных обязанностей, но мы должны защищать жителей. Эти люди (манифестанты. - Прим. авт.) должны понимать, что их действия отражаются на других гражданах", - сказал глава полицейского братства.

Эксперт из Института Брукингса Уильям Парлетт, чья сфера интересов по словам ведущего заключается в изучении трансформация систем госуправления в посттоталитарную эру, считает, что необходим диалог между властью и оппозицией. "Очень важно, чтобы протестное движение не считало это (законопроект - Прим. авт.) попыткой похоронить гражданское общества", - отметил он.

Вообще, сложилось впечатление, что ситуация в радикальной оппозицией в России не сильно отличается от точно такого же положения дел в США. Так, по словам К. Бауманна, за прошедший год были тысячи демонстраций, но практически все они прошли мирно. Причём весомую помощь полиции в поддержании правопорядка на этих акциях оказали сами демонстранты, обращавшие внимание правоохранителей на возможных провокаторов, а скандалы разгорались там, где этого хотели непосредственные участники процесса.

То же самое и в России. Пока оппозиционный протест был достаточно массовым, митинги и на Болотной площади в декабре 2011, и на проспекте Сахарова в феврале 2012, и на Новом Арбате в марте этого же года прошли достаточно спокойно и организованно. Но как только интерес к акциям оппозиции стал падать, что наглядно проявилось и в количественном отношении участников, последовали провокации.

Так или иначе, но авторы законопроекта и его сторонники говорят скорее о гуманизации законодательства, нежели о каких-то ужесточениях. В частности, это касается замены административного ареста исправительно-трудовыми работами. "15 суток ареста делает лидеров героями, поэтому мы выступаем за гуманизацию законодательства в плане поведения общественных работ", - говорит член Общественной палаты Владислав Гриб. В том же, что касается штрафов, ещё предстоит найти баланс между правами гражданина и его ответственности за те или иные нарушения.

В любом случае, очень важно не сворачивать общественное обсуждение этой темы, стараясь по мере возможности привлекать и зарубежных экспертов, которые, даже не зная российской реальности, могут дать дельные советы. Так, например, Кристофер Бауманн заметил, что полиция со своей стороны постоянно ведёт видеосъемку массовых мероприятий, которая позволяет достаточно объективно подойти к анализу возможных спорных моментов и инцидентов. И на сегодняшний день, это, пожалуй, действительно серьезный аргумент в споре с теми, кто кричит о бесчинствах полиции, избивающей ногами "беременного мальчика".

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить