Россияне против "иностранных агентов"

На прошлой неделе Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект, регулирующий деятельность некоммерческих организаций (НКО). 18 июля резонансный закон об НКО рассмотрели  в Совете Федерации. После одобрения сенаторами закон отправится на подпись к президенту.

Напомним, согласно принятому обоими палатами российского парламента документу, все общественные организации, получающие зарубежное финансирование и занимающиеся политикой, будут внесены в отдельный реестр Минюста и получат специальную маркировку "иностранный агент". Подобным НКО, которые по каким-то причинам не захотят пройти перерегистрацию, грозят огромные штрафы и даже уголовное преследование.

Как известно, с резкой критикой этого законопроекта выступили как сами НКО, так и некоторые общественные деятели. К примеру, глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) Михаил Федотов просил председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко вообще отложить рассмотрение верхней палатой этого законопроекта, как говорится до лучших времен — "вынести его на широкое общественное обсуждение".

Громче всех закон об НКО критиковала глава Московской Хельсинкской группой Людмила Алексеева, утверждавшая, что принимаемые поправки сводятся лишь к желанию Кремля поставить в жесткие рамки деятельность НКО.

Впрочем, нельзя сказать, что критика правозащитного сообщества не была услышана. Ко второму чтению в Госдуме концепция закона, по-новому регламентирующего деятельность НКО, была значительно переработана. В частности, парламентарии ограничили список организаций, которым может быть присвоен статус "иностранного агента". Например, действие документа не будет распространяться на религиозные, государственные, бюджетные и муниципальные организации, госкорпорации, а также НКО, занимающиеся искусством, благотворительностью, здравоохранением, наукой, профилактикой и охраной здоровья граждан, социальной поддержкой материнства и детства.

Также под определение иностранного агента не подпадут структуры, оказывающие социальную поддержку инвалидам, пропагандирующие здоровый образ жизни, физкультуру, спорт, защищающие животный и растительный мир.

Тем временем, критики закона оказались в явном меньшинстве. Большинство россиян поддерживает ужесточение закона об некоммерческих организациях. Как показал опрос ВЦИОМ, 64% опрошенных высказываются против участия некоммерческих организаций, финансируемых из-за рубежа, в политической жизни России. Так считают, прежде всего, сторонники КПРФ (72%) и респонденты пожилого возраста (70%). Противоположной точки зрения придерживаются 21% опрошенных — в основном приверженцы непарламентских партий (32%), россияне моложе 44 лет (25-26%).

По данным ВЦМОМ, все основные положения законопроекта об иностранном финансировании НКО получили поддержку около двух третей опрошенных россиян. Наибольшее одобрение вызвала идея проводить более тщательные финансовые проверки их деятельности (73%). Большинство опрошенных также поддерживают сопровождение информации, распространяемой такими организациями, уведомлением о том, что она подготовлена и оплачена организацией-иностранным агентом (66%), введение штрафа до 1 млн. руб. за непредставление (несвоевременное или неполное представление) в госорганы информации о деятельности, установленной законом (64%), а также регистрацию всех некоммерческих организаций, участвующих в политической деятельности и получающих финансирование из-за рубежа, в качестве "иностранных агентов" (63%). Большинство перечисленных инициатив в рамках законопроекта также поддерживают прежде всего, сторонники КПРФ (71-82%).

В нашей стране сегодня действует множество некоммерческих организаций — по данным Минюста, более 200 тысяч. И 70% из них финансируются иностранными государствами, 20% осуществляют свою деятельность благодаря транснациональным компаниям и 10-15% существуют на частные пожертвования. Причем объемы финансирования впечатляют. Так только по линии USAID за 20 лет отечественными НКО были освоено порядка $3 млрд. При этом до 1 тысячи организаций сейчас активно занимаются политической деятельностью за иностранный счет, иными словами, являются "иностранными агентами".

Однако после вступления в силу нового закона об НКО ситуация в этой сфере вряд ли заметно изменится. Наши соседи в Европе и за океаном как и раньше смогут "заказывать музыку" — финансировать занимающиеся политикой НКО. Во-первых, одобренный парламентариями закон не носит запретительного характера. А, во-вторых, и это, пожалуй, самое главное — около 70% всех поступлений в кассу российских НКО из-за рубежа осуществляется наличными. Проще говоря, не поддается никакому контролю. И это, как говорится, только вершина айсберга.

Хотя, как признаются разработчики закона об НКО, если новые правила игры и не поставят под контроль финансовые потоки, то, по крайне мере, они помогут понять, как именно НКО, подпадающие под определение "иностранных агентов", тратят деньги.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить