Не только наказание, но и профилактика

Президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму законопроект, предусматривающий ужесточение ответственности за преступления сексуального характера, совершенные в отношении несовершеннолетних.

Спорить по сути предлагаемых главой государства поправок в Уголовный кодекс и другие законодательные акты абсолютно бессмысленно, поскольку эта тема обсуждается уже давно и вряд ли найдется человек, возражающий против ужесточения наказания в отношении педофилов.

В первую очередь, конечно, речь идет об увеличении сроков заключения (вплоть, в случае рецидива, до пожизненного) и об отсутствии у педофилов возможности на условно-досрочное освобождение и замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Как отмечается в пояснительной записке, из 7598 человек, осужденных за преступления против половой свободы и половой неприкосновенности личности в 2010 году, более 2000 имели неснятые и непогашенные судимости, а около 500 человек совершили данные преступления, будучи освобожденными от отбывания наказания досрочно.

В том, что педофилы ведут себя в колонии тише воды ниже травы, являя собой пример образцово-показательного заключенного, не удивительно. Но педофилия — это болезнь, которую невозможно вылечить обычной изоляцией от общества - за исключением, может быть, пожизненной. В некоторых странах педофилию пытаются приравнять к сексуальной ориентации, изменить которую уже невозможно, но в России она относится к психическому типу заболевания, которое, в принципе, излечимо.

Такого же мнения придерживается и автор законопроекта, предлагая установить "особый порядок применения принудительных мер медицинского характера" (в том числе химическую кастрацию) к преступнику. То есть если педофил раскаивается в содеянном и хочет излечиться, то ему пойдут навстречу. Законопроектом также предусматривается порядок продления применения мер медицинского характера на период после освобождения указанных лиц до их полного, так сказать, выздоровления.

Предусматривается и принудительное лечение, если такое решение примет суд, учитывая результаты обязательной судебно-психиатрической экспертизы. "Основанием для прекращения таких мер является решение суда, принимаемое по факту излечения лица от педофилии, установленному по результатам освидетельствования его комиссией врачей-психиатров", — также отмечается в документе. В общем, педофила будут держать, образно выражаясь, на крючке до полного его выздоровления. Или рецидива. Тут уж как повезет.

Также по теме: КПРФ не стесняется "позорных" фактов

Безусловно, с ужесточением наказания количество преступлений снизится. Но вот что касается устранения первопричин и профилактики подобного рода преступлений, то в этом направлении предстоит куда более сложная работа. Во-первых, несмотря на положительные отзывы, не факт, что этот законопроект будет принят в представленной редакции. Напомним, что не так давно правительство РФ отклонило законодательную инициативу одного из депутатов Госдумы относительно химической кастрации, признав его слишком затратным для российского бюджета — возражения как раз вызвал пункт о постоянном медицинском наблюдении за преступниками-пациентами. Во-вторых, далеко не все медики согласны с тем, что педофилия поддается излечению. В-третьих, уж слишком благоприятен для педофилов и затруднен для предотвращения такого рода преступлений социальный фон.

Вряд ли является секретом тот факт, что зачастую преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних выявляются совершенно случайно. Далеко не всегда дети бегут жаловаться на родственника, школьного учителя или тренера спортивной секции, который заставляет делать их "нехорошие вещи". Хотя бы потому, что стыдно. Или некому пожаловаться. Да и профессиональные педофилы выбирают в качестве жертв детей из неблагополучных семей или детей-сирот. Так что для поимки педофилов нужна скоординированная работа общества и правоохранительных органов.

Об этом, например, говорили 11 июля 2011 года на заседании Государственно-патриотического клуба "Единой России", обсуждая координацию работы по выявлению скрытых педофилов в интернете, который сегодня очень активно используется любителями детской "клубнички". Собственно, изобличить многих педофилов помогло как раз желание последних заработать на продаже "домашнего видео". Многие используют различные социальные сети и форумы для поиска жертв, что дает возможность обнаружить потенциального преступника.

Собственно, на сегодняшний день в России действует несколько инициативных групп, ловящих педофилов "на живца". Активисты в социальной сети создают страницу (анкета) 10-12-летней девочки, вступая в переписку с посетителями-мужчинами, выступающими с неприличными предложениями. В итоге договариваются о встрече, но на условленном месте педофила ждет не девочка-нимфетка, а несколько крепких парней с фото-видеоаппаратурой, которые и предлагают неудачливому ловеласу обсудить его моральное поведение и выложить видео в интернете. Прием, наверное, не самый законный, но, за отсутствием других возможностей противодействия растлителям, вполне оправданный.

Остается актуальным вопрос о противодействии распространению детского порно в интернете, ведь помимо того, что создатели такого видео нарушают закон, видеоролики могут спровоцировать зрителя на настоящее, а не виртуальное преступление. И здесь опять же необходимы соответствующие законодательные акты.

Статистика говорит о постоянном росте такого рода преступлений, а сообщения об очередном пойманном маньяке-педофиле давно уже из разряда сенсационных и шокирующих перешли в регистр обычной сводки происшествий. В лентах новостных агентств вы с легкостью найдете с десяток сообщений о случаях насилия над детьми, судебном заседании по делу педофила и т. д. Причем эти сообщения в основном укладываются в рамки сухих информашек: дескать, "пойман еще один педофил". То есть получается, что мы к этому привыкли, — и это страшно.

Борьба с педофилией — это не тот вопрос, который хотелось бы обсуждать, признавая его за актуальную социальную проблему. То есть не представлялось бы возможным этого делать в силу отсутствия проблемы. К сожалению, приходится констатировать обратное и считать, что в этой борьбе цель просто обязана оправдывать средства

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить