Сегодня болеем за "Анжи"?

Для многонациональной страны, какой, собственно, и является Российская Федерация, эффективная стратегия поддержания межнационального мира — это гарантия ее сохранения и безопасности. Поважнее армии и золотовалютного резерва вместе взятых.

Однако именно сбалансированной национальной политики у нас-то до сих пор и нет. Живем, как говорится, на пороховой бочке и никто не знает, когда и где рванет в следующий раз. Никто не скажет, будут ли это очередные этноразборки в Москве со стрельбой и поножовщиной, баталии русских и дагестанских (как вариант, чеченских) болельщиков или всплеск "самостийности" в той или иной республике. А от этого, нужно признать, не застрахованы ни Северный Кавказ, ни более близкий к Москве Татарстан.

Кондопога, Сагра, Демьяново, ставшие аренами межнациональных разборок, показали, что межнациональная политика у нас пребывает, мягко говоря, в загоне. Заметим, что последние 10 лет межнациональной политикой у нас занимались "по совместительству" разные министерства и ведомства — поэтому и неудивителен тот уровень ксенофобии и этнической нетерпимости, который мы имеем сейчас.

Напомним, в 2001 году министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации было упразднено. В итоге часть функций министерства, касающихся реализации национальной и миграционной политики, были переданы министерству внутренних дел РФ. Остальная часть функций была распределена между министерством иностранных дел и министерством экономического развития и торговли.

В 2001–2004 годах в правительстве РФ национальную политику курировал министр "без портфеля" Владимир Зорин. С 2004 года вопросы государственной национальной политики и межнациональных отношений, защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов в Российской Федерации находились в ведении министерства регионального развития РФ.

С июня 2012 года рассмотрением "концептуальных основ, целей и задач государственной национальной политики Российской Федерации, определение способов, форм и этапов её реализации" занимается Совет при президенте. Пытаясь сдвинуть ситуацию в этой принципиально важной для страны области, рабочая группа при президентском совете разработала стратегию межнационального мира.

Авторы стратегии предлагают ввести в российское законодательство наказание для глав регионов, чье действия или бездействие провоцируют межнациональные конфликты. Об этой и других инициативах Совета при президенте "Правде.Ру" рассказал один из разработчиков стратегии, председатель совета Ассамблеи народов России, депутат Госдумы Рамазан Абдулатипов.

"Я считаю, что такой законопроект или поправка в закон должны быть приняты", — уверен депутат. "Если руководители регионов, предприятий, депутаты или руководители местных сообществ своими выступления провоцируют национальные конфликты или своим бездействием способствуют тому, чтобы эти конфликты были, то эти люди должны быть наказаны соответствующим законодательством", — говорит парламентарий, отмечая, что разработанный им закон "Правовые основы межнациональных отношений в РФ" уже 8 лет лежит в Думе.

По мнению заместителя председателя комитета ГД по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, в межнациональных отношениях должно быть минимум политики и максимум законов. "Без этого мы никогда не выкарабкаемся, - считает Абдулатипов. — Мы все будем продолжать искать виновных: эти в воздух стреляли, а эти оскорбляли и т. д. Поэтому должны быть четкие правовые нормы, которые регулируют отношения людей в многонациональном обществе".

"Основа межнационального мира в РФ - это паритет интересов всех национальностей, равноправие и партнерство, — уверен член президентского Совета. — Мы должны быть гражданами одной страны. Сегодня всем вмести болеть за "Анжи" против швейцарцев, а завтра за "Динамо", который будет играть с "Реалом".

Как рассказал собеседник "Правды.Ру", стратегия также включает в себя запрет на использование этнического акцента в агитационных материалах, предвыборных кампаниях и партийных программах. "Люди на выборы идут для того, чтобы обеспечить политическую мобилизацию люде, — отмечает депутат. — А некоторые вместо этого начинают заниматься этнической мобилизацией. А это приводит к конфликтам и трагедиям".

Кроме того, план по созданию межнационального мира предполагает создание системы мониторинга СМИ и социальных сетей. Как выясняется, мониторингом должны будут заниматься этнокультурные организации, а также журналисты и сотрудники правоохранительных органов. О результатах своей работы они будут отчитываться раз в год перед правительством и Советом по межнациональным отношениям.

Часть контроля за появлением материалов, провоцирующих межнациональные конфликты, будут возложены на СМИ — как государственные, так и частные. Помимо контроля за СМИ, авторы проекта хотят также проверить учебную литературу на предмет правильного изложения в ней культуры межнациональных взаимоотношений.

В конечном итоге, по словам Абдулатипова, главная задача разработанной рабочей группой национальной стратегии — обеспечить самобытное развитие каждого народа и укрепть единство многонационального Отечества. "Приоритеты политики — это права и свободы человека и народа. Народ — вне зависимости от численности и человек — вне зависимости от своей национальности должны чувствовать себя одинаково комфортно в единой стране", — резюмировал парламентарий.

Автор Александр Петров
Александр Петров — журналист, бывший обозреватель политического раздела Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить