Путин сделал "Квадригу" знаменитой

История вокруг вручения/невручения премии "Квадрига" премьер-министру Владимиру Путину запомнится, пожалуй, еще и тем, что о мало кому известной (за пределами Германии, во всяком случае) награде теперь узнали едва ли не во всем мире. И все благодаря главе российского правительства. Точнее сказать, сам Путин во всей этой истории участия не принимал - сыграла свою роль, назовем ее так, магия имени.

Учредителем премии является общественная организация под названием Werkstatt Deutschland ("Мастерская "Германия"). Награда присуждается с 2003 года. В ее обосновании сказано, что все лауреаты премии "обладают духом первопроходца и стремлением к общественному благу".

Любопытна реакция на известие о том, что премию за 2011 год решено вручить российскому премьер-министру. Оппоненты Владимира Путина наперебой кинулись подчеркивать ее незначительность, упоминая в числе прочего тот факт, что в числе лауреатов премии побывал имам исмаилитов Карим Ага-хан IV. Но после того, как было объявлено о том, что "Квадригу" Владимир Путин и прочие лауреаты этого года не получат, ее сразу стали называть престижной и едва ли не равноценной Нобелевской. Удивительная эволюция от "незначительности" до "престижности" - всего за неделю с небольшим... При том, что сама премия существует уже восемь лет.

Известие о награждении Владимира Путина спровоцировало настоящую бурю эмоций среди его оппонентов. А говоря проще, форменную истерику. Из состава попечительского совета премии стали один за другим выходить его члены. Среди них, например, сопредседатель партии зеленых Джем Оздемир, основатель энциклопедии Wikipedia Джимми Уэйлс и еще несколько человек. Итальянская Corriere della Sera сообщила, что против награждения "своего старого врага" выступил бывший диссидент и бывший же президент Чехии Вацлав Гавел (кстати, тоже получивший премию в 2009-м). Когда Путин успел стать "старым врагом" экс-диссидента, газета не поясняет.

В итоге попечительский совет премии принял решение ее в этом году вообще не присуждать. И вместе с Владимиром Путиным "Квадригу" не получат министр иностранных дел Мексики Патрисия Эспиноса Кантельяно, немецкая преподавательница и писательница турецкого происхождения Бетюль Дурмаз и премьер-министр Палестинской автономии Салям Файяд.

В общем, история получилась шумная. О существовании подобной премии узнали во всей Европе и в России. Это как минимум. И все из-за того, что в числе лауреатов оказался Владимир Путин... А ведь премию в свое время вручали и экс-канцлеру Гельмуту Колю, и экс-президенту Михаилу Горбачеву. В числе лауреатов в разные годы побывали Виктор Ющенко и сербский президент Борис Тадич, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и Шимон Перес. И многие другие не менее  известные политики и общественные деятели. Однако всего этого, как оказалось, было недостаточно, чтобы сделать премию узнаваемой.

Теперь о "Квадриге" знают. Правда, пойдет ли это самой премии на пользу - большой вопрос. Потому как сначала присуждать премию, а потом отменять свое решение - это, мягко говоря, не свидетельствует о твердости и принципиальности попечительского совета "Квадриги". Безотносительно того, как они оценивают деятельность того или иного политического деятеля.

По мнению президента фонда "Политика" Вячеслава Никонова, самому Владимиру Путина эта премия "не нужна абсолютно". А всю эту историю политолог назвал "маленькой внутригерманской разборкой". "В Германии есть люди, считающие Путина политиком, достойным самых высоких наград. А другие немцы считают, - как многие наши правозащитники, - что он является человеком, который начал наступление на демократические свободы в России. Свидетелями этой внутригерманской разборки мы сейчас и стали. Ничего другого за этим абсолютно не стоит", - сказал Никонов "Правде.Ру".

Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что ситуация с премией "Квадрига" никак не отразится на межгосударственных отношениях России и Германии. О том же самом сказал и первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, открывая российско-германский форум "Петербургский диалог".

Собственно, так и должно быть - странно было бы ставить хорошие отношения между двумя странами в зависимость от настроений некоторой части германского общества. Тем более что подобный настрой будет всегда - вне зависимости от того, кто находится в России у власти.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить