"В правительстве много расстрельных позиций"

Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с отчетом о работе правительства России по итогам 2012 года. Это уже пятый по счёту отчёт главы кабинета министров и первый для Медведева в ранге премьер-министра.

Кстати, именно Дмитрий Медведев в 2008 году предложил сделать отчет главы правительства перед депутатским корпусом обязательным. "Эта традиция стала закономерным шагом в развитии современной политической системы, в повышении её открытости, подотчётности гражданам", — сказал в начале своего выступления Медведев.

Также премьер отметил важность совместной работы Госдумы и правительства. Медведев напомнил, в 2012 году правительство внесло в парламент 218 законопроектов, из которых на сегодняшний день 153 подписаны президентом России. Ещё 80 законопроектов правительство направило в нижнюю палату российского парламента за три прошедших месяца текущего года. "Очень ценю, что наша совместная работа, даже при наличии вполне понятных политических разногласий, разных ощущений, в целом носит конструктивный характер, — сказал Медведев, — У Правительства и Государственной Думы, и это, мне кажется, тоже всеми осознаётся, общая ответственность за сбалансированное развитие страны в непростой период нестабильности мировой экономики".

С другой стороны, данные социологических опросов показывают снижение уровня доверия населения страны к работе правительства. Об одобрении деятельности кабинета министров заявляют 45-46 процентов участников опросов, уровень неодобрения составляет от 39 (по данным ВЦИОМ) до 54 ("Левада-Центр") процентов.

Помимо этого, недавно Минэкономразвития снизил показатель роста ВВП с 3,6 процентоа до 2,4, а прогноз по росту промышленного производства с 3,6 до 2 процентов. Специалисты МЭР прогнозируют, что при сохранении негативных тенденций и в том случае, если не будут приняты меры по стимулированию экономического роста к осени экономика России может оказаться в состоянии рецессии.

Премьер свое выступление начал как раз с данных о показателях экономического роста.

Оценивая ситуацию в целом, Дмитрий Медведев отметил, что в мире сохраняется тенденция замедления экономического роста. Тем не менее, макроэкономические итоги прошлого года можно оценить как неплохие. Валовый внутренний продукт в 2012 году вырос на 3,4%; реальная заработная плата на протяжении практически всего 2012 года, кроме ноября-декабря, была выше, чем в 2011 году, и темп её роста увеличился с 2,8% до 8,4%; снизился уровень безработицы (5,5% против 6,5% в 2011 году); а потребительская инфляция хоть и увеличилась, но крайне незначительно — на 0,5 процентного пункта. Медведев также отметил сбалансированность бюджета, который был исполнен с небольшим дефицитом (0,06%) от размера ВВП, что выглядит крайне впечатляюще на фоне большинства развитых стран. Так, в Соединённых Штатах этот дефицит составляет около 9%, в Японии — 10%, в Великобритании — 8,2%.

То же самое касается и государственного долга, который в России составляет 10% с небольшим от ВВП, в то время как в США этот показатель превышает 100%, во Франции — 90%, в Германии — 83%. "Надёжность нашей финансовой системы позволяет нам осуществлять выгодные заимствования на финансирование бюджетных приоритетов", сказал Медведев, пояснив. что в 2012 году на были международном рынке капитала размещены облигационные займы России общим объёмом 7 млрд долларов, причём заём со сроком погашения до 30 лет стал первым столь длинным российским выпуском вообще за всю историю.

Дети — наше будущее!

Позитивно оценил Медведев демографическую ситуацию. По его словам, руководство страны в течение последних лет мы принимало и продолжает принимать системные меры для устойчивого роста рождаемости, снижения смертности и увеличения продолжительности жизни. Это касается и выплат по материнскому капиталу, который ежегодно индексируется; и поддержки из федерального бюджета регионов с наиболее сложной демографической ситуацией. Итогом всех этих мероприятий стало то, что в 2012 году в нашей стране родилось почти 2 млн детей, что на 102,5 тыс. больше, чем в 2011 году, а суммарный коэффициент рождаемости достиг самого высокого показателя после 1991 года. "Я считаю, что это очень важный результат", — сказал Медведев, подчеркнув, что правительство будет продолжать работать в этом направлении.

Многое было сделано в области образования и здравоохранения. В частности, на выделенные из федерального бюджета деньги завершено строительство более 70 больниц и поликлиник, и ещё в 2700 проведен капитальный ремонт, закуплено порядка 290 тыс. единиц новой техники.

Созданы привлекательные условия для сельских врачей, в результате чего в село дополнительно поехало работать почти 8 тысяч медицинских специалистов. врачей, которым в качестве соответствующих видов оплаты труда выплачено около 8 млрд.

 

 

Вообще, по словам премьера, 2012 год во многом стал переломным как минимум с точки зрения оплаты труда работников бюджетной сферы. Так, по сравнению спредыдущим годом средняя заработная плата в здравоохранении увеличилась почти на 18%, а зарплата учителей — более чем на 20%. Возможно кому-то покажется, что 18-20 процентов не так уж и много. Но Медведев обратил внимание на то, что "никто сейчас не увеличивает заработные платы бюджетникам, практически только мы в период мировой депрессии".

Безусловно, что дело не ограничивается только зарплатами. Идёт постоянная модернизация в сфере образования. "Несмотря на растущую конкуренцию, наши ребята успешно выступают на международных олимпиадах", — сказал Медведев. И это, по его мнению, очень важный показатель конкурентоспособности нашего образования.

Премьер поддержал министра

Уже отвечая на вопросы депутатов, Дмитрий Медведев вступился за министра образования Дмитрия Ливанова. Вопрос об отставке главы Минобрнауки поднял депутат от ЛДПР Игорь Лебедев.

"Я не думаю, что Вы ждете от меня того, чтобы я с этим согласился. Министр не рубль, чтобы всем нравиться. В правительстве существует много так называемых расстрельных позиций, в том числе к ним относятся министр образования и министр здравоохранения", — заявил Дмитрий Медведев.

"Я считаю, что министр, который нравится всем — это человек, который не вполне справляется со своими обязанностями. Тем не менее любой министр, в том числе министр образования, должен находиться в режиме постоянной коммуникации со своими партнерами по диалогу. Критика — это нормально, и это не то что ваше право, а ваша обязанность как депутатов Госдумы", — заявил премьер.

Дмитрий Медведев также поддержал спорный закон об образовании, сочтя его "отражающим динамику изменений в этой сфере". Премьер-министр призвал парламентариев следить за правоприменительной практикой.

"Нельзя догматизировать ни один нормативный акт, — сказал глава кабинета министров, обращаясь к депутатам Госдумы. — Если что-то не работает, надо корректировать, надо менять и улучшать. Но сейчас очевидно, что этот закон отражает динамику изменений в современном образовании".

Стоит заметить, что деятельность Дмитрия Ливанова на посту министра образования подвергается критике депутатами фактически всех фракций Госдумы. Да и не только их. К примеру, своими некорректными высказываниями глава Минобрнауки настроил против себя членов Российской академии наук.

Поддержим отечественного производителя

Ещё одной приоритетной темой для российского правительства является создание новых высокопроизводительных, эффективных современных рабочих мест. "Наша цель — к 2020 году создать 25 млн современных рабочих мест. В решении этой задачи должны принимать участие, конечно, и Правительство, и региональные власти, но самое главное — мы из Москвы рабочие места можем создать только на бумаге, — должен принимать участие бизнес, и он должен воспринимать это как свой приоритет и получать, конечно, государственную поддержку", — сказал Медведев.

Если говорить о конкретных отраслях, то первоочередное внимание уделяется авиапромышленному комплексу, на техническое перевооружение, инновационные и инвестиционные проекты которого в 2012 году было направлено более 21 млрд рублей из федерального бюджета.

Порядка 10 млрд рублей в уставные капиталы компаний получила судостроительная отрасль. Выросли объёмы финансирования радиоэлектронной промышленности. Остается приоритетным и вопрос о поддержке предприятий "оборонки". В прошлом году был сформирован и утверждён государственный оборонный заказ на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, его финансирование составляет 6,5 трлн рублей. Кроме того, с 1 января действует Федеральный закон "О государственном оборонном заказе", и готовится ряд нормативных актов, чтобы закон заработал в полную силу. "Надо заканчивать с ценовыми войнами между государственными заказчиками и исполнителями гособоронзаказа. Деньги есть, поэтому разборки пора прекращать. Это важно, для того чтобы была планомерная нормальная работа", — подчеркнул Медведев.

Отдельно стоит проблема сельхозпроизводящей промышленности, для которой прошлый год, в силу некоторых особенностей климатических условий, выдался особенно трудным. Так, сбор зерна составил чуть более 70 млн тонн. что на 25% меньше урожая 2011 года. Однако даже в такой непростой ситуации, с учётом переходящих запасов аграрии не только обеспечили внутренние потребности, но и сохранили экспортный потенциал. Что же касается будущих перспектив. то, по словам Медведева, правительством России было принято решение о проведении товарных интервенций. "Особое внимание уделяем озимому севу и текущей посевной кампании. Рассчитываем, что в случае благоприятной погоды аграрии могут собрать до 90-95 млн т зерна", — сказал он.

 

 

Не стоит сбрасывать со счетов и фактор ВТО, в силу которого была проведена перенастройка системы государственной поддержки с учётом требований этой многосторонней организации. В частности, введен механизм несвязанной поддержки в области растениеводства— так называемое погектарное субсидирование. В области животноводства также осуществляется новый вид субсидирования — возмещение части затрат на литр реализованного товарного молока.

Также было продлено действие нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозпредприятий, а также льготы по уплате НДС при импорте и реализации племенной продукции, по программе лизинга сельхозпроизводителям передано на льготных условиях 4 тыс. единиц различной техники. Также обсуждается вопрос поддержки предприятий, производящих сельскохозяйственную технику.

Эх, дороги…

Не смог обойти Медведев и традиционный дорожный вопрос. "Очевидно, что инвестиции в эту сферу требуются огромные, с длительным сроком окупаемости, поэтому нам необходимо выделять приоритеты", — сказал глава правительства.

Одним из таких приоритетов стал Дальний Восток, где в период подготовки к известному саммиту был построен целый ряд крупных объектов — мосты, создан новый современный терминал аэропорта Кневичи, запущен аэроэкспресс, реконструированы целый ряд дорог и портовых мощностей. "Саммит прошёл, а эти результаты остаются", — отметил глава правительства. По аналогичной схеме проходит подготовка к сочинской олимпиаде, в рамках которой возводятся объекты железнодорожной и автодорожной инфраструктуры.

В целом, что касается дорожного хозяйства, то в 2012 году из федерального бюджета на его развитие было направлено порядка 440 млрд рублей. При этом объём региональных дорожных фондов составил 590 млрд рублей — а это в 3 раза больше финансирования 2010 года. Кроме того, для решения проблем местных дорог внесены поправки в Бюджетный кодекс, которые предусматривают создание с 2014 года муниципальных дорожных фондов.

Уникальной мерой стало субсидирования ряда маршрутов. "Это на самом деле хорошее достижение, особенно имея в виду удалённость наших дальневосточных территорий, Калининграда и севера, конечно", — сказал Медведев.

Дальнейшие перспективы транспортного комплекса, по словам главы правительства, связаны с созданием условий для привлечения средств инвесторов, включая механизмы государственно-частного партнёрства. Как примеры успешных проектов, Медведев назвал Западный скоростной диаметр в Петербурге, новый выход на МКАД с Минского шоссе в Москве, строительство скоростной автомагистрали между Москвой и Санкт-Петербургом, возведение моста через реку Лену в районе Якутска.

Коррупция — это в значительной мере состояние мозгов

Ещё один важный с точки зрения общественной значимости вопрос — это борьба с коррупцией. "Мы, напомню, с нуля создали современную нормативную базу по борьбе с коррупцией — это было сделано за последние несколько лет. Её нужно постоянно совершенствовать, и этим активно занимается Государственная Дума. Правительство внесло в Государственную Думу ряд новых антикоррупционных законопроектов, хотел бы тоже обратить на них внимание. В частности, это и закрепление обязанности судей публиковать информацию обо всех внепроцессуальных нарушениях по делам, которые находятся в производстве (а таких обращений немало: обращаются и чиновники, и депутаты обращаются, и бизнес обращается, но во всём мире такие обращения фиксируются, для того чтобы избежать последующих упреков, хотя это не самая простая задача), а также дополнительное урегулирование порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Готовятся предложения по расширению доступа к информации о деятельности судов сети Интернет и трансляции судебных решений. В ФЦП "Развитие судебной системы" предусматривается поэтапное оборудование судов средствами аудио- и видеозаписи. Это тоже нужно сделать обязательно, а не только на уровне Москвы и высших судов", — сказал Медведев.

Немаловажным моментов в антикоррупционной деятельности является не только прямое противодействие нарушителям, но и создание условий для отсутствия поводов к проявлению коррупции. "Мне не раз приходилось говорить, что современное государство должно вести себя по отношению к человеку открыто, дружелюбно и работать оперативно и эффективно. Для этого внедряется и принцип одного окна. Сегодня мы создаём так называемые многофункциональные центры по оказанию госуслуг. Их уже действует более 600 в 71 регионе. Я неоднократно заходил в эти центры, могу вам сказать (во всяком случае у меня такие впечатления), что там точно людям проще получить необходимую услугу. Желательно, чтобы они были в самой короткой перспективе организованы и открыты во всех регионах" — сказал Медведев, добавив. что в целом следует развивать систему предоставления услуг в электронном виде.

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *