Белая книга ЮКОСа

Судьба бывшего главы НК ЮКОСа Михаила Ходорковского снова оказалась в центре внимания политиков, правозащитников и СМИ, на все лады обсуждающих перспективы досрочного освобождения vip-заключенного. Сторонники опального олигарха апеллируют к "доброй воле" президента России Дмитрия Медведева, который просто обязан освободить Ходорковского.

Председатель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева признается, что она "не юрист и не экономист, и во все эти хитросплетения этого очень большого нового специфического дела вникать не могу. И у меня нет суждений по поводу того, все ли налоги он платил. Но одно могу сказать, что у меня нет сомнений, это политический заказ".

В этом, собственно, и состоит тактика защиты - спрятать за политическими щитами крайне неприглядную экономическую составляющую, за которую в тех же Соединённых Штатах глава ЮКОСа мог рассчитывать на пожизненное заключение. Российские правозащитники, впрочем, пошли ещё дальше, уверяя, что за экономические преступления не стоит сажать в тюрьму, а если и сажать, то всех, а не только Ходорковского. Позиция тоже не бог весть какая, но речь сейчас даже не об этом.

См.: Адвокаты Ходорковского дошли до абсурда

Сегодня как-то уже забыли о периоде так называемого "дикого капитализма" 90-х, когда буквально из воздуха сколачивались огромные состояния. "Существуют целые кладбища в тех регионах, где был мощный передел алюминиевой, нефтяной, - рассказывает главред "Аргументов и фактов" Николай Зятьков, вспоминая свою историю конфликта с "Менатепом" после того, как в газете был опубликован материал о захвате одного из предприятий. - Раздается звонок. Тогда еще ЮКОСа не было, был МЕНАТЕП. "Что вы там напечатали? Значит, так, чтобы больше ничего этого не было, никакого завода". Ну, естественно, им ответили, что это газета, вы ошиблись, наверное. Говорят: "Мы ничего не ошиблись, мы все знаем". Потом начались звонки: "А сколько стоит ваша газета? Может, мы ее вообще купим?". Поэтому тут трупов не было. Но методы работы, когда вот эта дискуссия началась, я вспомнил".

См.: Постирушки от ЮКОСа

"Начать необходимо все-таки с того, что "дело ЮКОСа" возникло вовсе не с Ходорковского, а с огромной серии заказных убийств, совершенных в разных городах страны. Лилась кровь, гибли бизнесмены, руководители органов власти, другие люди. И когда стали расследовать все эти убийства, то оперативники постоянно выходили на интересы компании ЮКОС. В рамках этих уголовных дел проводились оперативные мероприятия, изучались различные документы. В ходе расследования этих убийств следователи столкнулись с фактами хищений и мошенничества, реализованными ЮКОСом. Именно поэтому появилось такое внимание к нефтяной компании и его руководству", - говорит доктор юридических наук, член Совета Федерации РФ, заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Алексей Александров.

Во всемирной паутине есть даже проект "Белой книги ЮКОСа" - своеобразной книги памяти жертв террора нефтяного гиганта. Среди них мэр Нефтеюганска Владимир Петухов, не пожелавший пойти на преступную сделку с нефтяниками и расстрелянный среди бела дня по дороге на работу; директор "Торговой фирмы "Феникс" Валентина Корнеева, которую убили, чтобы заполучить принадлежащие предпринимательнице торговые площади; Николай Федотов - водитель что-то не поделившего с юкосовцами бизнесмена, взорванного в принадлежащей своему шефу машине; супруги Горины, которых убили в их собственном доме на глазах у детей.

Многие из тех, что чудом остались живы, судом официально признаны потерпевшими. Однако о них не кричит печать, они, как в случае с вдовой Петухова, остались с проблемами один на один. К этим людям, в отличие от Ходорковского, не приезжали правозащитники "Международной амнистии", политики Совета Европы не боролись за их реабилитацию, их фамилиями не пестрит интернет и печатные издания.

См.: Вдова мэра Нефтеюганска: "Мне больно слышать разговоры о помиловании Ходорковского "

"Я категорически против любого безнаказанного воровства в России и категорически против деления на "прикасаемых" и "неприкасаемых", - считает президент телекомпании "Театральная площадь" И. С. Шектер. - Я следила за процессом, меня просто шокировала ситуация, когда убирались люди. Меня шокировало, то, что люди убирались, как пешки убирались. Я думаю, что это далеко не единственный случай. Я не считаю, что человеческая жизнь стоит этих денег, пусть больших денег".

Однако ряд деятелей от политики склонны думать иначе. Для них бизнесмен Ходорковский - это прежде всего способ заработать. Сколько денег - денег, заработанных преступным путём, - потрачено на публикации в СМИ, на организацию митингов, на плакаты, футболки и флаги, на адвокатов, на проведение круглых столов и т.д.

"Те люди, которые были прикормлены тем же Ходорковским, сейчас заботятся о его помиловании. Мне даже больно это слышать, - говорит вдова убитого в день рождения Михаила Ходорковского мэра Нефтеюганска. - А вспомнит ли та комиссия по помилованию о потерпевших? Скольких человек они отправили на тот свет, сколько они похоронили? И за что, спрашивается? Судебный процесс идет уже 10 лет, может, будет еще 10 лет, но понесет ли наказание главный заказчик – вопрос остается".

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *