Реальный срок за блог - возможно ли в России?

Проблема свободы слова в интернете, точнее говоря, границ этой самой свободы, обсуждается уже не первый год. "Репортеры без границ" даже проводят ежегодно акцию в защиту права говорить все, что приходит в голову. Без оглядки, так сказать, на чины и ранги. Но оглядываться все же стоит.

Это в полной мере ощутил на себе американский блогер Дэниэл Брюингтон. Он получил пятилетний срок за резкие высказывания в адрес судьи, прокурора и свидетеля по делу о разводе и опеке над детьми (Брюингтон был одной из сторон процесса). Досталось и психологу, который по решению суда проводил освидетельствование блогера.

О своем отношении к вышеперечисленным лицам Брюингтон сообщил на специально созданном сайте. Чем и воспользовалось обвинение. В результате блогер получил несколько лет тюрьмы - в заключении он находится второй год.

Понятно, что нюансов в бракоразводном процессе много. Понятно, что власти не могли не отреагировать на угрозы в адрес судьи и прочих участников процесса. Но по сути, Брюингтон получил вполне реальный и немаленький тюремный срок за слова.

От параллелей с Россией в данном случае не удержаться. У нас ведь судебные разбирательства по делам об оскорблениях в блогах представителей власти тоже были. Самый известный - процесс Саввы Терентьева из Сыктывкара, который в одной из записей оскорбительно отозвался о сотрудниках правоохранительных органах.

Процесс сопровождался большой шумихой в российской прессе. Дескать, как же так, написал человек несколько предложений, а теперь в тюрьму пойдет. Но, в отличие от американца, посещения мест не столь отдаленных Терентьев избежал. Суд приговорил его к одному году условного заключения.

Этим история не закончилась. Блогер, во-первых, подал иск в Европейский суд по правам человека. Во-вторых, получил получил убежище в Эстонии - не за ругань в адрес полиции (точнее, на момент записи еще милиции), а как преследуемый по политическим мотивам.

Про Брюингтона, кстати, особого шума в американской прессе не было. То есть, по большому счету, вообще никакого шума не было. И уж конечно, никто его не представлял как преследуемого по политическим мотивам...

Но вернемся опять к российским реалиям. Стоит напомнить об истории с публикацией в открытом доступе персональных данных российских судей. Тут отличился даже депутат Госдумы от "Справедливой России" Илья Пономарев, опубликовавший в своем блоге домашний адрес судьи Ольги Боровковой. Впрочем, как выяснилось, адрес оказался ненастоящим. Но сам факт столь вольного поведения представителя законодательной власти кое о чем говорит...

Боровковой, кстати, досталось более всего. В начале 2011 года активисты оппозиции расклеили у ее дома и места работы листовки с фотографиями судьи. Как объяснялось, сделано это было, дабы добиться "прекращения практики" вынесения обвинительных приговоров в отношении своих соратников. Публикация ненастоящего адреса судьи - это уже продолжение истории преследования Боровковой...

По таким же мотивам пытались преследовать судью мирового суда Ольгу Зайцеву, которая однажды приговорила к десяти суткам административного ареста и денежному штрафу Эдуарда Лимонова за неподчинение сотрудникам правоохранительных органов.

Истории были довольно-таки шумные. И что? И ничего. Никого даже не оштрафовали.

Итак - в США за угрозы в блоге в адрес представителя власти человек получил вполне реальный тюремный срок. В России за подобное тоже предусмотрена и уголовная, и административная ответственность. Однако уже имевшие место судебные разбирательства по этому поводу закончились максимум вынесением условных приговоров.

Речь не о случае Брюингтона как таковом. Просто из этого примера совершенно очевидно следует, что вопрос ответственности за оскорбления в интернете не имеет отношения исключительно к России. И преподносить какие-то инициативы на этот счет как попытки ограничить свободу слова в нашей стране - не более чем манипуляция. 

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить