Платона Лебедева никто не ждет

Вельский районный суд Архангельской области снизил срок отбывания наказания экс-совладельца ЮКОСа Платону Лебедеву на 3 года и 4 месяца. Однако оппозиционеры вновь недовольны, считая это решение суда политическим.

Таким образом суд частично удовлетворил ходатайство защиты, требовавшей в связи с изменением уголовного законодательства освобождения своего подзащитного. Как поясняется в ходатайстве, "наказание, предусмотренное по ч. 3 ст. 174.1 УК РФ, существенно смягчено и ее санкция, предусматривавшая наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет, изменена и теперь предусматривает наказание по новому закону в виде лишения свободы на срок до 7 лет, а нижний предел не предусмотрен вовсе", говорится в тексте документа. По словам адвокатов, данные изменения распространяются в том числе на лиц, уже отбывающих наказание, а потому они призвали судью "на законных основаниях проявить не милость, а справедливость и гуманизм" и удовлетворить ходатайство "о снижении неправосудно назначенного П.Л.Лебедеву наказания до фактически отбытого".

Прокурор, в свою очередь, частично соглашался с доводами защиты, также говоря о возможности сокращения срока пребывания Платона Лебедева под стражей, но только до 11 лет 3 месяцев. В итоге, суд принял компромиссное решение, по которому экс-юкосовец может выйти на свободу уже в марте будущего года.

Глава Совета по правам человека при президенте РФ Михаил Федотов назвал это решение положительным сигналом в деле ЮКОСа. "Я считаю, что это очень гуманное и важное решение суда", - сказал Федотов "Интерфаксу", отметив, что "это практическое воплощение той линии на гуманизацию уголовного законодательства, которая проводилась в последние годы".

Однако адвокаты фигурантов по делу ЮКОСа и правозащитники остались явно недовольны таким положением дел, раскритиковав решение суда.

Также по теме: Возвращение ЮКОСа, или Вспомнить всё

"Конечно, я абсолютно убежден, что это решение принято не в Вельске, а в Москве, - заявил адвокат адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт.- Потому что после того, как президент явно взял курс на ужесточение репрессий, после принятия целого пакета соответствующих законов, после возбуждения дела по Болотной площади, возбуждения дела в отношении Навального и целого ряда других обстоятельств, нашей власти просто необходимо сделать какой-то ход в обратном направлении, чтобы можно было демагогически утверждать, что у нас вообще все решается в законном порядке: вот, видите, объективно закон требует, чтобы Ходорковскому с Лебедевым наказание было снижено, вот мы и снизили".

Г-н Шмидт также подчеркнул, что поскольку Ходорковский и Лебедев "находятся в совершенно одинаковом положении - у них те же статьи, тот же срок и единое преступление, в совершении которого они обвиняются", то с аналогичным ходатайством могли вы выступить и они, однако пока не уверены, будут ли советовать своему подзащитному обратиться в суд с аналогичным ходатайством, отметив, что это "маленький секрет".

Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева заявила, что "это гуманность на публику". "Во власти кто-то подумал, что они будут выглядеть приличнее в глазах граждан, общественном мнении, если снизят срок наказания хотя бы одному из них. Никакого милосердия, убеждения следовать Конституции РФ, международным обязательствам, здравому смыслу здесь нет", - считает она.

Такой же точки зрения придерживается и лидер партии "Яблоко" Сергей Митрохин: "Самое печальное, что эти решения не имеют никакого отношения ни к праву, ни к закону. Они являются чисто политическими. Сейчас нужно снизить накал общественного негодования в связи с делом Pussy Riot, в связи с делами оппозиционеров по 6 мая... Победой обществаэто не является", - пояснил он РИА Новости.

Также по теме: В деле Ходорковского политики нет

В общем, куда ни кинь, всюду клин. С одной стороны, сторонники Ходорковского и Лебедева говорят о "деле ЮКОСа", как о политическом заказе со стороны верховной власти, затем бомбардируют ту же самую власть с требованиями проявить политическую волю и отпустить "невинно осужденных", а теперь, после того как суд в соответствии с нормами законасоглашается (пусть и частично) с доводами защиты и сокращает срок наказания, вновь видят во всём этом злокозненность властей, решивших таким образом отвлечь внимание общества от проблем Pussy Riot.

Директору Института политических исследований Сергею Маркову комментарии сторонников Ходорковского кажутся неадекватными: "Кремль никем не играет, а четко и ясно демонстрирует политическую волю и ни на какие уступки никаким радикалам, требующим нарушения закона, Кремль не идет. Кремль ведет диалог с обществом, поэтому радикалам за нарушения закона - суд, а обществу - и повышение финансирования НКО, и прямые выборы губернаторов, и облегчение свобода создания политических партий, и новая формация формирования общественных советов при министерствах и ведомствах, которые в огромной степени расширяют возможности НКО воздействовать на ситуацию. Поэтому здесь речь не идет ни о каких уступках, тем более что Платон Лебедев как раз не является политиком, и в этом одно из его важнейших отличий", - заявил он "Правде.Ру".

"В этих объяснениях, где решение суда объявляется политическим и в качестве доказательства приводится то, что это есть попытка каким-то образом повлиять на протестное решение, честно говоря, я здесь не вижу связи, потому что не могу припомнить, фигурировал ли активно Платон Лебедев, его освобождение или снижение срока наказания ему среди требований протестантов. А если и фигурировал, то наверняка не на первом, не на втором и даже не на третьем месте. Поэтому мне кажутся эти объяснения искусственными, и они лишний раз показывают, что попытка политизировать такого рода дела исходит от оппонентов, а не от властей", - считает заместитель директора Центра политической конъюнктуры России Алексей Зудин.

Одним словом, оппозиционеры в очередной раз продемонстрировали свою зависимость от сакральных жертв. Противникам действующей власти вовсе не нужен ни свободный Ходорковский, ни, тем более, свободный Лебедев, который на свободе окажется никому не интерес спустя примерно месяц после своего освобождения.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить