Без пафоса: Как Россия спасла уникальное море в Антарктиде

В море Росса будет создан крупнейший в мире заповедник. Договоренность об этом была достигнута на переговорах в столице австралийского штата Тасмания городе Хобарт. В ней приняли участие делегаты 24 стран, а также представители Евросоюза. Но западная пресса отмечает особую роль России в достижении соглашения.

Дело в том, что наша страна в этом году возглавляла Комиссию по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ). И именно от мнения России зависело, будет принято решение по созданию заповедника или нет. 

Здесь надо сказать, что безоблачным процесс принятия решения отнюдь не был. В прошлом году, например, наша страна заблокировала создание заповедника. Тогда как остальные участники переговоров эту идею поддержали. Но у России были свои аргументы.

Едва ли кто возьмется оспаривать заслуги нашей страны в освоении Антарктиды. Которая, собственно, была открыта двести лет назад российской экспедицией, возглавляли которую Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Наша страна впервые в 1957 году подняла вопрос по статусу континента, Россия обладает самой крупной научной станцией в Антарктиде.

Так в чем же причина того, что Россия отказывалась согласовать создание заповедника? Дьявол, как всегда, в деталях.

Разумеется, и речи не могло быть о том, будто в России не понимают уникальность моря Росса. Которое на данный момент является одной из самых уникальных нетронутых человеком экосистем. Собственно, в этом и дело. У заповедника не было четко определяемого статуса в международном праве. А потому был весьма существенный риск, что каждая из договаривающихся сторон толковала бы его по-своему.

Ну, например, кто-то считает, что речь идет о полном запрете рыболовства, а кто-то полагает, что речь идет только об отдельных видах. То есть речь шла о том, чтобы юристы выработали такое понятие морского заповедника как о международном явлении, а не чьей-то национальной инициативе. Проблема ведь еще и в том, что споры можно вести бесконечно, а моря - в Антарктиде в том числе - нуждаются в защите уже сейчас. 

Ну а кроме того, вопросы экологии тесно переплетаются с политикой. Очевидно, что газетные заголовки в духе "Россия блокирует создание заповедника в Антарктиде" отнюдь не побуждают обывателя разобраться, о чем, собственно, идет речь.

Никто ведь не будет вспоминать, что именно по инициативе нашей страны Антарктида стала демилитаризованной зоной. И едва ли кто станет вникать в тот факт, что Россия практически не ведет лова рыбы в этом регионе. В отличие от тех же Соединенных Штатов, где громче всех критиковали позицию нашей страны по заповеднику.

Кстати, это ведь стараниями американских китобоев к началу 30-х годов прошлого века в Антарктиде были практически истреблены синие киты...

В результате наша страна добилась установления международного статуса морского охраняемого района. К слову, американская газета The New York Times отметила ключевую роль спецпредставителя президента России Сергея Иванова в создании заповедника в море Росса. 

354647.jpeg
Спецпредставитель президента РФ Сергей Иванов

По данным издания, решение во многом зависело от его позиции по этому вопросу. После назначения Иванова на пост специального представителя по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта в американском издании предполагали, что Москва изменит точку зрения относительно создания охраняемой территории.

Соглашение о ее создании вступит в силу 1 декабря 2017 года. Площадь охраняемой территории в море Росса превысит 1,57 миллиона квадратных километров. Промысел по добыче рыбы будет запрещен на 35 лет, за исключением нескольких специальных зон - но и там он будет проводиться исключительно в научных целях.

В комментариях представителей западных правительств и экологических организаций сейчас много пафосного про "победу", "важную веху" и так далее. В принципе, ничего криминального в том нет - наверное...

Но приведем еще некоторые цифры. В России более 12000 федеральных и региональных охраняемых территорий на суше. Они охватывают более десяти процентов территории страны (1,72 миллиона квадратных километров). Кроме того, в России расположено 34 морских охраняемых района, охватывающих в общей сложности 150 тысяч квадратных километров.

Напомним, что некоторое время назад по инициативе Сергея Иванова к заповеднику "Арктика" была присоединена Земля Франца-Иосифа. 

Так что в нашей стране прекрасно знают, в чем значение соглашения по охраняемой территории в море Росса. Ну а пойдет ли на пользу делу присоединение к победному спору - это, мягко говоря, вопрос дискуссионный.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *