Анатолий Вассерман: Ельцин и Порошенко — сепаратисты и преступники

Чеченская война: от сепаратизма к патриотизму

25 лет назад назад власть в Чечне перешла в руки сепаратистов, следствием чего стали две кровопролитные войны. Официальная версия: Джохар Дудаев был фанатиком, с ним никак нельзя было договориться, тем более что политику там уже тогда диктовал радикальный ислам. Но, скорее всего, это отговорки, которыми федеральная власть пыталась прикрыть свои ошибки.

Главной чертой Чечни 1991 года было двоевластие. Объединенный конгресс чеченского народа постепенно вытеснял советские и постсоветские органы власти, а основная фаза захвата власти началась с митинга на центральной площади Грозного.

Чечено-Ингушетия была не союзной республикой, а автономией в составе РСФСР без конституционных прав на выход из состава федерации. Тогда сепаратистские настроения проявлялись чуть ли не в каждом национальном регионе, а в центре бороться с ними даже не считали нужным, потому что все они поддерживали перестройку. К тому же, союзная власть к тому моменту была уже наполовину парализована.

Под давлением Общенационального Конгресса Чеченского Народа (ОКЧН) Верховный совет республики принял "Декларацию о государственном суверенитете Чечено-Ингушской Республики". Но руководство СССР считало, что местные власти должны самостоятельно навести порядок. Заявление о суверенитете казалось формальным, ничего не значащим событием. Подобные декларации принимали и другие республики, даже области говорили об отделении, вводили запреты на вывоз и ввоз продукции…

6 сентября официальный глава республики Доку Завгаев был вынужден подписать прошение об отставке. 15 сентября Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной советской социалистической республики самораспустился. Лидеры ОКЧН объявили о переходе верховной власти к ним и отменили действие российских законов и конституции.

Политика Ельцина и его окружения, их многочисленные ошибки еще более разогревали взрывоопасную ситуацию. Дудаев же, обидевшись на Москву, все больше мнил себя новым Шамилем…

В последнее время вопросы сепаратизма и права народов на самоопределение стали еще более актуальными в связи с событиями в ЕС и на Украине. Как относиться к сепаратизму, и какими должны быть действия центрального руководства? Публицист и политический консультант Анатолий Вассерман в интервью Pravda. Ru изложил свой взгляд на эти вопросы.

Сепаратизм — зло или благо?

— Что власти могут сделать с сепаратизмом, как разбираться с радикалами?

— Общих рецептов для разборок между властью и сепаратистами в мире пока не придумано, просто потому что и власти, и сепаратисты бывают очень разные. Вряд ли можно разработать некую универсальную программу мер. Но что несомненно можно сделать, так это оценить и сравнить то, что происходило тогда в Чечне и что происходит сейчас в Донбассе.

В Чечне, во-первых, местное руководство отделилось от законной на тот момент власти Советского Союза, а заодно и от не менее законной власти Российской Федерации. Кроме того, местная верхушка была свергнута с применением насилия.

Тогдашние российские руководители этому явно попустительствовали, поскольку действовавшая законная власть Чеченской республики была настроена на сохранение СССР, тогда как в РФ понемногу одерживали верх собственные сепаратисты.

Но с этим можно было бы смириться, ведь главное — как поведут себя те, кто захватил бразды правления в отделившемся регионе. В Чечне они занялись откровенным беспределом.

Независимо от намерений самого Джохара Дудаева, ситуацию контролировали фигуры, более всего похожие на пиратов Карибского моря. Они были попросту разбойниками и бандитами.

Для начала ограбили все нечеченское население республики, значительную часть его убили или выгнали за пределы региона. Затем занялись грабежом сопредельных территорий.

Собственно, введение российских войск в Чеченскую республику в декабре 1994 года, хотя и мотивировалось необходимостью восстановления конституционного порядка, фактически представляло собой подавление разнузданного разбоя.

В Донбассе мы наблюдаем прямо противоположную картину. Здесь центральная власть была свергнута откровенно преступным путем, и те, кто встал у руля в Киеве, попирают закон с каждым днем все более явно. Многие действия киевских властей заслуживают квалификации как терроризм, как преступления против человечества.

На Донбассе, в противоположность этому, поддерживается порядок. Эксцессы первых месяцев, когда многие участники отрядов ополчения считали, что в целях защиты им позволено все, сейчас сведены на нет. Законность в республике соблюдается несравненно строже, чем в части Украины, подчиненной Киеву. Соответственно, в данном случае сепаратизм Донбасса можно считать актом законной самозащиты от уголовных преступников.

Как и Ельцин, все без исключения руководители Украины должны квалифицироваться как сепаратисты, но это тема отдельного разговора.

Анализировать, но не повторять

— С Чечней получился уникальный исторический урок: были ненавистниками России, но сейчас они — главные патриоты России. Значит, есть все же некий рецепт?

— Исторический опыт Чечни очень не хотелось бы использовать, потому что он куплен слишком дорогой ценой для обеих сторон. Очень многим пришлось пострадать до того, как федеральная власть наконец-то опомнилась и стала всерьез бороться с обнаглевшими беспредельщиками. И неважно, занимались ли эти беспредельщики разбоем и убоем в интересах собственного кармана, или прикрывались зеленым знаменем ислама. Именно прикрывались — верховный муфтий Чечни Ахмад Кадыров, разобравшись в том, что проповедуют заезжие саудиты, стал их главным противником.

Внутри Чечни велико число пострадавших от этих бандитов и от боевых действий по их истреблению. Так что опыт Чечни необходимо анализировать, но очень нежелательно повторять.

— Если о сепаратизме говорить глобально в мировом масштабе, даже критяне иногда мечтают выйти из состава Греции, потому что они богаче и им надоело всех кормить. Правильна ли тактика: боевиков "мочить в сортире", а жителей кормить?

— Кормить жителей — это в стратегическом плане тупиковый путь. Жителям надо предоставлять возможности, при которых они кормились бы сами. Просто на Кавказе в силу местных природных условий далеко не все жители могут быть заняты на местных предприятиях. Если в советские времена на Кавказе старались развивать в основном высокотехнологичные производства, способные загрузить население независимо от климатических особенностей, то в 1990-е годы именно эти производства пострадали больше всего и до сих пор не восстановлены.

Значительная часть чеченцев просто не может найти себе работу по месту постоянного жительства, именно потому их приходится кормить. Это не связано с тактикой подавления сепаратистов. Конечно же, народ Чечни должен знать, что преследование преступников ведется в его интересах, и только их устранение открывает честным гражданам хоть какой-то путь к заработку.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Редактор Юрий Кондратьев
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *