Отставка цвета детской неожиданности

Александр Дзасохов Неожиданности не произошло. Случилось то, что должно было случиться уже давно — президент Северной Осетии Александр Дзасохов досрочно покидает свой пост. Неожиданность в другом — почему это случилось именно сейчас?
Особой любви и симпатии у населения не вызвал. Как, впрочем, и ярой ненависти. Относились к нему достаточно ровно. Не сильно беспокоили Дзасохова и конкуренты. Дзасохов, хоть и опытный политик, но уже в возрасте, поэтому возможно, что все просто ждали окончания его президентского срока, который истекает в 2006 году. Однако события в Беслане в сентябре прошлого года ускорили ход событий. Бесланская трагедия всколыхнула всю Осетию, и именно Дзасохова обвиняли в том, что он допустил возможность теракта. Да и само его поведение во время захвата заложников в школе не являлось образцом для действующего политика — Александр Дзасохов уклонился от предложения о встрече с террористами. Тогда, в захваченную школу пошли детский врач Рошаль и бывший президент Ингушетии Руслан Аушев.

После этого в Дзасохова полетели стрелы. На многочисленных митингах, посвящённых трагедии в Беслане , рефреном звучала одна фраза: "Дзасохова — в отставку". В феврале 2005 года комитет "Матери Беслана" направил президенту Путину письмо, в котором Дзасохова обвиняли в бездействии и обращались с просьбой о рассмотрении новой кандидатуры на пост президента республики. Ответ Кремля озвучил полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак , заявивший о том, что Дзасохов уйдёт в отставку в том случае, если такое решение примет парламент Северной Осетии. Таким образом стало ясно, что если Дзасохова и хотели убрать, то явно не собирались делать этого по горячим следам, дабы не нагнетать обстановку ещё больше. Но в том, что дни его сочтены, уже никто не сомневался.

Необходимо было найти виновника трагедии, и им должен был по всем законам политического жанра стать Дзасохов. Отработанная фигура, он уже явно не тянул возложенные на него президентские функции и требовал замены. Другое дело, что должно это было произойти не только красиво, но в тот момент, когда будет подготовлен плацдарм для сменщика. В роли последнего фигурировал председатель парламента Таймураз Мамсуров.

Именно он начал прибирать к своим рукам власть в республике. И если после первого сентября 2004 года позиции Дзасохова пошатнулись, то позиции Мамсурова наоборот — стали укрепляться. Язык не повернётся назвать счастливой случайностью то, что среди заложников в бесланской школе оказались дети Мамсурова — сын и дочь (последняя получила тяжёлые ранения), — но это во многом предопределила отношение людей к Мамсурову, как к человеку, лично разделившему их трагедию. Да и сам Мамсуров не потерял голову, хотя его дети были бы куда в большей опасности, если бы террористы узнали о том, что за заложники находятся в здании.

Мамсуров выступает как жёсткий, но разумный руководитель, встречается с лидерами общественных объединений, профсоюзов — словом, ведёт себя как активный политик, заботящийся о своей республике. Если его считали приемником Дзасохова ещё до событий в Беслане и сомнения вызывало только отсутствие политического веса, то после сентябрьской драмы рейтинг Мамсурова как политика резко пополз вверх.

Оставалось только дождаться благоприятного момента, когда можно будет произвести рокировку. Слухи о возможной отставке Дзасохова ходили давно. Сразу после Беслана, Дзасохов заявил, что покинет пост президента, но вместо этого отправил в отставку правительство республики. Следующий гром среди ясного неба разразился 23 мая, когда информационные агентства сообщили, что Александр Дзасохов намерен подать в отставку и на своё место рекомендует Таймураза Мамсурова. Однако пресс-секретарь Дзасохова Игорь Дзантиев с невозмутимым видом опроверг эту информацию, заявив о том, что Александр Дзасохов никуда уходить не собирается. Впрочем, спустя неделю он с тем же самым видом озвучил заявление Александра Дзасохова о своём решении уйти в отставку, мотивируя свой шаг тем, что желает дать дорогу молодому поколению.

Получилось красиво. Дзасохов, который, по словам его пресс-секретаря, обдумывал свой уход несколько месяцев, вышел из игры без потерь. Его приемник, которым, без всяких сомнений, станет Таймураз Мамсуров, также красиво войдёт в игру. Можно назвать это совпадением, но на следующий день после заявления Дзасохова и представления трёх кандидатов, два из которых скорее были добавлены для массовости, 1 июня в Северной Осетии стартовала акция "Защитим детей Мира, будущее от террора", проводимая по инициативе Таймураза Мамсурова.

Запланированное ли было это событие? Возможно. Так или иначе, но Александр Дзасохов сам искренне поверил, что он делает большое дело: "Я создаю прецедент. Когда все стремятся продлить свои сроки, я решил его уплотнить и сократить", — произнёс расчувствовавшийся президент. В адрес Дзасохова звучали слова благодарности и пожелания дальнейших успехов, а вдали маячила перспектива места в Совете Федерации.

В общем, неожиданность если и присутствовала, то имела детский оттенок, то есть ожидаемой в принципе, но не очень приятной на ощупь. Безусловно, что приемник Дзасохова укрепит пошатнувшееся после Беслана доверие к власти. На очереди стоят и другие проблемы, не решённые Дзасоховым — с Ингушетией и Южной Осетией. Сам же Дзасохов останется в истории Осетии, как первый и последний президент, поскольку отныне термин "президент" заменён на менее претенциозное "глава республики". Примечательно, что решение об этом незадолго до описанных событий принял парламент Северной Осетии по инициативе Т. Мамсурова. Совпадение или неожиданность?

Игорь Кулагин

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *