Михаил Делягин: нефтедоллары ударили в голову правительства...

Правительство нашей страны в последние годы не страдало избытком компетентности. В одном ряду стоят Гайдар, превративший экономическую реформу в национальную катастрофу потому, что не знал (а точнее - не хотел знать) о высокой монополизации экономики, Чубайс, свято верящий, что "города берет" не смелость, а именно наглость, "киндердефолт" Кириенко, за месяц спровоцировавший "рельсовую войну" шахтеров, а еще через три - поставивший страну на грань катастрофы, Касьянов, даже не пытавшийся поставить заслон ни запущенной в оборот людьми Чубайса идиотской байке о будто бы украденных лично премьером 4,8 млрд.долл. МВФ, ни не менее идиотской кличке "Миша два процента", которая дискредитирует, увы, не столько самого "Мишу", сколько представляемую им страну…

К сожалению, в последние месяцы - вероятно, из-за потока нефтедолларов, которые лишают путинскую Россию необходимости думать точно так же, как четверть века назад лишали этой радости брежневский Советский Союз - процесс оглупления государства вышел на качественно новый уровень. И здесь уже не до содержательных споров - речь идет о некомпетентности, граничащей с обыкновенной житейской туповатостью.

Цирк начинается с Белого дома. Возвращение его бывших хозяев, приближенных Черномырдина Бабичева и Триноги, ознаменовалось действиями, которые трудно назвать иначе, как местью всем чиновникам, не уволенным вместе с ними три года назад. По многочисленным свидетельствам, якобы в целях укрепления дисциплины были созданы специальные "охотничьи команды", занятые исключительно отлавливанием опаздывающих на работу чиновников, а в течение рабочего дня - поиском и наказанием сотрудников, имеющих наглость воспользоваться по-прежнему открытыми буфетами. Захваченных с поличным, как в замшелые советские времена, ждет длительная проработка, вынесение выговоров, а то и денежный штраф.

Самое увлекательное было, когда одна из таких "зондеркоманд" с почти эротическим восторгом захватила в буфете группу лиц, оказавшихся на поверку журналистами, и с удовольствием поведавших в своих газетах (в том числе "Московском комсомольце") о захватывающем (в прямом смысле) приключении.

Однако для аппарата правительства ничего интересного в этом нет. Благодаря поистине идиотским распоряжениям, направленным на замещение ответственными сотрудниками курьеров (с разъяснением, что курьеры иногда мнут бумажки, перенося их стопками, а при переносе каждой отдельной бумажки ответственным сотрудником аппарата такого уже не произойдет) средний "пробег" чиновника по коридорам Белого дома, по данным специально проведенного хронометража, вырос на 30%.

Этими двумя мероприятиями - созданием "зондеркоманд" и удлинением переноса бумаг - и ограничились усилия нового руководства аппарата по повышению эффективности его работы. В результате за последний год, как показали неофициальные исследования независимых специалистов, доля реально (а не формально) исполняемых поручений упала в аппарате с 40 до 15%, что полностью исключает возможность нормальной работы.

Но, что самое скверное - резко упал моральный дух аппарата Белого дома. На протяжении всех реформ его отличал полувоенный стиль работы, жесткая (пусть даже и формальная) исполнительская дисциплина и ясное понимание каждый чиновником своей ответственности. Несколько старомодная самооценка как незаметных, но незаменимых винтиков государственной машины и органичное стремление сделать свое дело, каким бы оно ни было, наилучшим образом резко отличало аппаратчиков Белого дома от большинства их коллег (особенно из администрации президента, давно превратившейся в сборище безграмотных бездельников). И только очень чуткий политик мог различить за традиционной вежливостью и конструктивностью сотрудников Белого дома брезгливое презрение профессионала (пусть даже в переноске и сортировке бумаг) к профану.

Сегодня этот "перекос в добросовестности" практически исправлен. Если раньше чиновники приходили на работу, "когда надо" (скажем, в секретариате Маслюкова или Аксененко - к 8-30), и уходили тоже, "когда надо", - до двух часов ночи включительно (скажем, в секретариате того же Маслюкова или, наоборот, Чубайса в девять вечера рабочий день еще был в разгаре), то теперь, как опять-таки показал специально проведенный хронометраж, 85% сотрудников покидает Белый дом с 17-50 до 18-20. Это стихийный ответ пусть не очень квалифицированных, но очень добросовестных и ответственных людей на хамство, ставшее при руководителе аппарата правительства Шувалове основным инструментом работы. Это признак разочарования людей в своей службе. Это признак краха последнего оплота простой добросовестности в органах госуправления.

Чтобы проверить этот вывод, вовсе не надо, пугая охрану, торчать у проходных с блокнотом и хронометром. Достаточно проехать по набережной часов в семь вечера - и увидеть, в отличие от иллюминации прошлых лет, единичные освещенные окна.

Схожая картина наблюдается и в ключевых министерствах (остальные, насколько можно судить, как регулярные органы просто не работают). С Минэкономразвития все ясно - объединение в рамках одной структуры функций стратегического планирования и оперативного управления (внутренняя и внешняя торговля, Госкомсевер, часть валютного контроля и соглашения по разделу продукции) означает ее надежный паралич просто по институциональным причинам. Это министерство напоминает сегодня Курчатова, которому поручили бы сделать атомную бомбу за три года… при условии, что все это время он работал бы регулировщиком уличного движения.

Совершенно безразлично, является ли это административное надругательство над Грефом результатом утонченных интриг или же его собственной жадности, - простое согласие на руководство таким министерством говорит об умственных способностях "отца путинской реформы" больше, чем самое пространное заключение самых квалифицированных психиатров.

Еще хуже обстоят дела в Минфине. Похоже, после ухода двух специалистов (О.Вьюгина - в бизнес и А.Дворковича - к Грефу, который не сделал его даже замминистра) в этой дивной структуре просто некому работать.

Одним из последних бенефициантов стал первый замминистра (а по функциям - фактически министр), бывшая правая рука Гайдара Улюкаев, после выступления которого в Совете Федерации ошарашенные специалисты этого заведения стали обзванивать всех известных им экономистов с попытками выяснить, о каком именно бюджете рассказывал сенаторам ближайший советник Грефа. Ибо показатели, оглашенные им, с правительственным проектом бюджета не имели ничего общего! То ли уважаемый реформатор воспользовался бюджетом прошлого года, то ли каким из предварительных вариантов - история об этом умалчивает.

Сенаторам, впрочем, было все равно - после согласия на саморазгон они с глубоким удовлетворением выслушали бы сообщение не только об экономической реформе, но и о реформе таблицы умножения.

Клиническим примером интеллектуального состояния Минфина является соотношение между налоговыми доходами центра и регионов. По Бюджетному кодексу доля регионов не может составлять менее 50% - и это знают все. Читавшие Бюджетный кодекс знают и другое: что при определении этого соотношения налоговые доходы берутся без учета доходов от внешней торговли, которые целиком поступают в федеральный бюджет и меняют общую картину весьма существенно.

Исходный материал - отчет МНС за первую половину 2000 года - показывает, что регионам, в общем-то, не на что обижаться: без учета налоговых доходов от внешней торговли их доля, как и предусмотрено Бюджетным кодексом, составляет 54%. Может быть, недостаточно, - но жаловаться не на что. А регионы воют голодными волками. Отчего?

Да оттого, что они, - как и все - пользуются не информационным сырьем ведомственных источников, к которым относятся отчеты МНС, а официальными правительственными материалами, - в нашем случае полугодовым отчетом Минфина. В котором черным по белому сказано: доля федерального бюджета в налоговых доходах - 57%. В переводе на русский: руководство Минфина и МНС должно быть немедленно уволено за грубейшее и систематическое, продолжающееся не менее полугода, нарушение российских законов. Ибо министр (а Министр финансов - Кудрин - еще и вице-премьер), нарушающий законы, представляет собой ничуть не меньшую угрозу национальной безопасности Родины, чем чеченский бандит.

Откуда же такое разночтение, вызвавшее бурю политического протеста? Ответ прост: Минфин использовал для расчетов бюджетную классификацию, в которой есть раздел "налоговые доходы", и не вычел из их величины налоговых доходов от внешней торговли!

И ни один человек в Минфине, и ни один человек в аппарате правительства, и ни один человек во всей разношерстной, раскормленной и наглой ораве реформаторов не заметил этой грубейшей и нелепейшей ошибки!

Ошибки, которая вредила их собственным насущным политическим интересам, которая сталкивала их самих в жестокий политический кризис…

Человек, прикидывающийся неграмотным и невменяемым ради своей выгоды, неприятен, но понятен. С ним есть о чем поговорить - хотя бы и в зале суда. Но если государственный деятель прикидывается неграмотным и невменяемым не ради своей выгоды, а "на пустом месте" создавая себе и окружающим дополнительные проблемы, вывод может быть только один - он не прикидывается. Этот человек действительно неграмотен или невменяем, и разговаривать с ним надо учителю начальных классов или врачу-психиатру.

Наши реформаторы управляют страной, не читая законов и не делая расчетов. Эти люди управляют бюджетом, не зная Бюджетный кодекс. Эти люди разглагольствуют о межбюджетной политике, - и о реформе в целом - не имея и не желая иметь представления о реальности.

Вспомним плакат 20-х годов с человеком, радостно шагающим в пропасть: "Неграмотный - тот же слепой: всюду ждут его несчастья и злоключения". Российские реформаторы внесли в эту истину поправку: у них все и всегда будет хорошо. Расхлебывать завариваемую ими кашу придется нам.

Полугодовой отчет Минфина знаменателен еще и совершенно наглядной демонстрацией реформаторской логики. Автор этих строк неоднократно интересовался - а на основании чего, собственно, рассчитана финансовая помощь регионам на 2000 год, в частности, по отоплению и северному завозу? И, приводя расчеты, доказывавшие недостаточность этой помощи, ничего, кроме истерических криков "изыди, сатана!" так и не услышал. Разработчик методики распределения трансфертов даже сочинил и распространил 16-страничную цидулю, в которой сравнивал всякого, кто дерзнет разобраться в его творении, одновременно с Шариковым и ребусником Синицким. Спору нет - на фоне творцов российской экономической политики оба выглядят вполне достойными людьми, но минфиновский идеолог даже не заметил (а может, и не знал), что никто не может походить одновременно на обоих.

В результате в отчете за первую половину 2000 года Минфин официально признал, что ошибся, занизив расходы, необходимые для отопления бюджетников, в 1,42 раза, и сумму северного завоза - в 1,8 раза. Последнюю мудрено было не занизить, так как при расчетах бюджета 2000 года соответствующая цифра была без каких-либо изменений переписана из бюджета 1999 года. Как будто в 2000 году не прогнозировался рост цен. Вот инфляция по бюджету должна была быть, а рост цен - дудки.

Но дело не в самой ошибке. Ну, подумаешь, глупость написали, хоть и в бюджете. Прелесть в ином. Если перевести отчет Минфина с бюрократического языка на русский, получится следующее: бюджет получил дополнительных доходов на 158 млрд.руб., из которых 12 млрд.руб. пошло на прирост неиспользуемых остатков. То есть их у налогоплательщиков забрали, а расходовать ни на что не стали - пусть так полежат. При этом из-за ошибки Минфина бюджетникам не хватает 9 млрд.руб., чтобы не замерзнуть.

Что должен делать нормальный человек, сопоставив эти числа - 158 млрд.руб. дополнительных доходов, 12 млрд.руб., валяющихся непонятно где, и 9 млрд.руб., необходимых бюджетникам, чтобы не замерзнуть?

А что должен сделать чиновник Минфина? Тоже правильно: строго-настрого указать бюджетникам, что они должны обходиться своими силами, добывая недостающие 9 млрд.руб. самостоятельно. Так написано в официальном докладе Минфина.

И только когда бюджетники начали исполнять это поручение - в частности, войска РВСН начали "своими силами" захватывать рубильники, реформаторы засуетились и пообещали выделить бюджетникам… нет, не недостающие 9, а всего лишь 6 млрд.руб.. Наверно, 3 млрд.руб. приходится на тех, кто не может постоять за себя при помощи грубой силы, - а иного языка реформаторы не понимают.

Об их уровне свидетельствует и отношение к РАО "ЕЭС России". Проблема проста: сегодня инвестиции в него составляют менее 3 млрд.долл. в год, а чтобы энергетика страны не рухнула из-за массового износа оборудования, в течение 10 лет нужны инвестиции по 7 млрд.долл. в год. Где взять недостающие 40 млрд.долл.?

Реформаторы пытались решить проблему в своем стиле: продать все, что могут купить. Конечно, не чтобы получить 40 млрд.долл. - за такие деньги в сегодняшней России покупать просто нечего. Цель продажи ("реструктуризации", по-чубайсовски) более элегантна: снять с себя ответственность за состояние энергетики, поставленной реформаторами на грань катастрофы. Условно говоря, сделать так, чтоб за работу электростанций и энергоснабжение страны отвечал не Чубайс, управляющий ими, и не Греф, разработавший бредовую программу, а инвестор, купивший эти электростанции и сидящий где-нибудь во Франции или Швейцарии, в которую наш главный энергетик уехал учиться (чему? ведь и так уже гений) на целый месяц как раз в начале отопительного сезона.

Похоже, эта идея все-таки не прошла. Возможно, наши реформаторы уже обучили всех потенциальных инвесторов. И сегодня энергетики вкупе с представителями Минэнерго лоббируют другой выход: повышение тарифов до европейского уровня (то есть в несколько раз), чтобы получить 40 млрд.долл. с потребителей внутри страны. То, что таких денег просто нет и ни к чему, кроме роста неплатежей, отключений и вызванных этим катастроф - как техногенных, так и социальных, - такой подход не приведет, чиновников от государства и энергетики не касается. Наверное, у них на дачах стоят дизельные генераторы…

Пока же решение не принято, энергетики бьются за каждый рубль. Дикие скандалы с МПС и "Газпромом", реально грозящие хозяйственной катастрофой, ведущие к смертям отключения больниц и роддомов, дикий рост тарифов, способный (если реализуются желания Чубайса) угробить экономический рост ещедо конца этого года и, наконец, вершина всего - намерение отключить штаб российских погранвойск именно в тот момент, когда талибы широким фронтом вышли на охраняемые этими погранвойсками границы СНГ.

Ради чего все это? Ради 40 млрд.долл.? Отнюдь нет: просто Чубайсу захотелось иметь собственную телекомпанию - "РенТВ" - и он всеми силами, любой ценой выжимал из страны 100 млн.долл. на ее покупку. И купил. И ни у кого это не вызвало ни малейшего возмущения. Может быть, реформаторы считают, что так и надо, а может, просто не читают газет.

Но вернемся к Минфину. Он сочинил профицитный и сбалансированный бюджет, в котором… зияет дыра на 3,2 млрд.долл.: при ожидаемых выплатах в размере 14,5 млрд.долл. бюджет предусматривает выплаты лишь на 11,3 млрд.долл.. Это - шантаж в стиле Чубайса: реформаторы заранее закладывают в бюджет желательные для них условия реструктурирования долга Парижскому клубу. Но сейчас не 1997 год: Запад понял, что реформы сами по себе не являются ценностью, и стал более спокойно относиться к российскому руководству, подозреваемому в многочисленных злоупотреблениях.

Однако похоже, что на деле "дыра" намного больше: в бюджет заложены 4,8 млрд.долл. внешних займов, давать которые нам пока никто не собирается. Для сравнения: в 2000 году из предусмотренных 4,2 млрд.долл. внешних займов мы, по заявлению Кудрина, можем получить около 400 млн.

Удивительна статья 90 проекта бюджета: она разрешает правительству "осуществлять внешние заимствования с превышением предельного размера государственных внешних заимствований…" Действительно: зачем же утверждать этот предельный размер, если тут же давать правительству возможность нарушать его? Недоумение вызывает и разрешение правительству "определять объемы, формы, срок, методы и стоимостные условия заимствований". Ведь эти параметры предусматриваются программой внешнихзаймов, являющейся неотъемлемой частью бюджета и утверждающейся Госдумой в качестве приложения к нему.

Но самым высоким достижением Минфина при подготовке бюджета стало использование ДВУХ РАЗНЫХ прогнозов развития России при подготовке одного и того же бюджета. При расчете его основной части использовался правительственный прогноз, подготовленный, как и положено, Минэкономразвития. А вот при расчете сумм помощи регионам, являющихся неотъемлемой частью бюджета, Минфин использовал совершенно иной, свой собственный прогноз, несовпадение которого с официальным правительственным прогнозом составляло от 50% в одну сторону до 70% - в другую.

В результате, даже если не пытаться вникнуть в мешанину вполне бредовой, как и в прошлом году, методики распределения трансфертов между регионами, а просто пересчитать ее по официальному, правительственному прогнозу, окажется, что Удмуртия недополучила 370 млн.руб. трансфертов, Курганская область - 441, Магаданская - 482, Иркутская - 692, Омская - 710, Новосибирская - 773, Читинская - 895, Амурская - 947, Тюменская - 954, а Кемеровская - и вовсе свыше 1,4 млрд.руб. трансфертов! Рекордсменом же стал Хабаровский край, которому из-за подмены прогноза недодано 1,9 млрд.руб. трансфертов.

С другой стороны, излишне начисленные трансферты составили: Чувашии - 530 млн.руб., Челябинской области - 543, Краснодарскому краю - 564, Кабардино-Балкарии - 598, Дагестану - 609, Тульской области - 627 млн.руб., Алтайскому краю - 777, Ростовской области - 812, Пензенской - 813 и, наконец, Приморскому краю - 824 млн.руб..

Этот последний пример с двумя одновременно используемыми прогнозами особенно важен. Описанная в нем ситуация, когда правительство имеет в своем сознании два абсолютно четких и не пересекающихся пласта логических построений (два прогноза экономического развития) и хаотически, непроизвольно перескакивает из одного в другой, многократно описан в психиатрии. Это шизофрения - не болезнь, а, скорее, свойство личности. Она не лечится никакими терапевтическими воздействиями: чтобы избавиться от нее, надо сменить личность.

Чтобы избавиться от коллективной шизофрении в правительстве, надо сменить правительство.

Вот только на кого? - неужели на тех дремучих специалистах, которые до сих пор публично толкуют о "шиитах Северного Кавказа", "хасидских парамасонских ложах" и Бен Ладене как отце исламского терроризма (хотя тот же амир Хоттаб, например, - офицер не сумасшедшего и, возможно, не существующего миллионера, призванного олицетворять мировое зло в голливудских боевиках, а вполне реального стратегического союзника США - Саудовской Аравии).

На этом фоне даже Греф вызывает какое-то боязливое уважение. Он хоть не путает инфляцию с ВВП, а курс доллара - со стеариновой свечкой.

…Может быть, теперь этого и впрямь достаточно, чтобы управлять Россией?

Автор Михаил Делягин
Михаил Делягин — российский государственный деятель, экономист, политик и публицист
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить