Николай Ковалев: Если бы к России прислушивались раньше, то мир избежал бы многих ошибок

На вопросы корреспондента ПРАВДЫ. Ру отвечает экс директор ФСБ России, заместитель председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, председатель Комиссии Государственной Думы по борьбе с коррупцией генерал армии Николай Ковалев .

Вопрос. Николай Дмитриевич, почти 2 года у штурвала России новый лидер. Что думают о нем его бывшие коллеги? Как Вы считаете, правильно ли ведет себя Владимир Владимирович Путин и не будет ли опасно то сближение с Америкой, которое мы видели при правлении нобелевского лауреата Михаила Горбачева?

Ответ. Надо признать, что в последние годы в мире с мнением России считались избирательно. Да, нас выслушивали, иногда делали вид, что прислушиваются. Сейчас картина изменилась и стала видна значительная роль России, особенно в сфере выстраивания антитеррористического фронта государств после событий 11 сентября сего года в США, повлекших массовую гибель безвинных людей.

Мы предупреждали, что возможно нанесение ударов с помощью такого нетрадиционного оружия, как бактериологическое и химическое, в том числе и применение террористами мини ядерных средств.

В нашей жизни, к сожалению один из этих видов оружия стал не воображаемым, а реальным.

Очевидно, что ни одна страна, как бы сильна она не была, не может обеспечить безопасность во всем мире. Это задача общемировая. Есть еще время перегруппировать силы и выстроить механизм противодействия терроризму.

Оглядываясь назад, надо сказать, что фактически международный терроризм длительное время организационно, финансово и технически достаточно вольготно укреплялся и развивался, а надлежащие государственные службы не смогли предусмотреть и парировать надвигающиеся с их стороны угрозы.

Если говорить объективно, то на деле никто последовательно и настойчиво не занимался профилактикой терроризма глобально. Поэтому так болезненно воспринята в мире трагедия в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Одной из существенных сторон противодействия терроризму и является сближение с США, о котором говорит наш Президент. Мне представляется, что развитие всех сторон сотрудничества с Вашингтоном, в контексте многополярного мироустройства позитивно по своей сути.

Вопрос: Россия уже демонтировала свои базы на Кубе и во Вьетнаме. Может ли это обернуться проигрышем, потому что мы знаем, США будет оказывать антироссийское экономическое и политическое влияние?

Ответ. Что касается ликвидации баз, то важно подчеркнуть следующее. Условия их функционирования стали непосильными для бюджета нашей страны. Потеря же канала получения развединформации может быть восполнено в интересах поддержания необходимого уровня безопасности страны менее дорогостоящими, но эффективными средствами.

Политически же данный шаг послужит еще одним из "мостков" налаживания многоуровнего и действенного сотрудничества с США и другими государствами.

Вопрос: Как Вы считаете, будут ли использованы другие методы оперативного внедрения, потому что электроника всегда была ведущим направлением?

Ответ. В вопросе звучит тезис исключительности средств электронной разведки. Согласиться с таким утверждением не могу, так как считаю, что во все времена в сфере получения информации определяющим был и будет человеческий фактор, то есть агентурная разведка. В то же время должен подчеркнуть, что крайне вредно принижать и недооценивать высокую информативность средств электронной разведки.

Вопрос: Как Вы оцениваете перемены, которые происходят сейчас в аппарате Президента Российской Федерации?

Ответ. Я не работаю в Администрации Президента, поэтому выскажу Вам лишь свои представления о некоторых наиболее общих вопросах деятельности чиновников вообще.

Главным правилом назначения государственных служащих должен быть отбор кандидатов только по их профессиональным качествам. Этическими нормами их поведения должны быть, прежде всего, честность и бескорыстие. Сегодня вряд ли можно сказать, что мы приблизились к такому образу чиновника. Однако вырабатывать, формировать и совершенствовать высокие стандарты деятельности государственного служащего необходимо. К сожалению, пока есть лишь признаки, становления системы кадровой подготовки госслужащих всех уровней. Несомненно, что вне неё какие-либо кадровые назначения не смогут выполнить свое предназначение эффективно.

И тут самое место сказать, что самым опасным злом является коррупция, разъедающая власть изнутри. В жизни мы видим, чтов стране, пользуясь "дырами" в законодательстве, бесстыдно разворовывается имущество и денежные средства государства, чиновники не стыдятся и не боятся вымогать и брать взятки.

Сейчас, судя по заявлениям ответственных работников органов правопорядка, сообщениям средств массовой информации мы находимся на рубеже, вектор которого покажет, насколько глубоко произойдут перемены в этом вопросе.

На мой взгляд, наше общество должно критичнее и острее реагировать на желание некоторых известных лиц, разглядеть политическую подоплеку в действиях должностных лиц правоохранительных органов, а не уголовные основания расследования возбуждения уголовных дел.

Вопрос: Николай Дмитриевич, что надо сделать, чтобы чиновники не воровали? Может издать закон? Ведь роль Государственной Думы должна возрасти.

Ответ. Полагаю, что для Государственной Думы это неотложный и приоритетный вопрос работы по совершенствованию законодательства.

Вместе с тем существующий регламент ее деятельности и порядок выработки законопроектов в недрах Правительства таков, что этот процесс лишен шансов на быстрое прохождение. Бесконечные согласования в заинтересованных инстанциях зачастую выхолащивают смысл основополагающих норм того или иного законопроекта. В результате годами не принимаются крайне необходимые законы. Теряется актуальность введения новых правил и т.п. По принятым же законам мучительно долго вносятся необходимые поправки и дополнения, отражающие практику их применения.

С другой стороны налицо пример скоординированных действий законодательной и исполнительной власти в США, когда ввиду опаснейших угроз безопасности их государства, быстро были приняты необходимые правовые акты, направленные на борьбу с терроризмом. При этом общество сознательно ограничивало свои неотъемлемые права на свободу, ради обеспечения безопасности граждан.

Это пример для нас. Для нас опаснейшая угроза - это поражение коррупцией! К сожалению мы до сих пор не найдем согласия по вопросу формулирования этой проблемы в форме закона.

Помимо этого важно понимать, что наше законодательство еще настолько несовершенно, что позволяет преступникам безнаказанно обманывать наших сограждан. В этой связи очевидна потребность общества в эффективной правоохранительной системе.

Вопрос: Что добились террористы своим актом 11 сентября?

Ответ. Мне представляется, что каждый гражданин планеты Земля задумался о том, что нет 100% защищенности.

Правомерно возникает вопрос, а что это за государство, которое не может обеспечить безопасность человека и нужно ли такое государство?

Вот на такие непростые вопросы предстоит ответить лидерам государств и, прежде всего, США. Насколько адекватно ответит на него мировое сообщество, во многом будет зависеть их дальнейшее государственное устройство.

Нельзя не привести пример того, что наша страна неоднократно говорила о связи чеченских террористов с международными террористическими организациями, ими вооружались, финансировались и т.д. Однако эта позиция воспринималась пропагандистской с нашей стороны и не воспринималась Западом остро и серьезно для налаживания взаимодействия по противодействию актам терроризма.

Примеров двойных стандартов достаточно, но думаю, свершившаяся трагедия поможет избавиться от этой "болезни" и мировое сообщество сможет выработать своевременные и эффективные меры противодействия терроризму.

Вопрос: Видит ли наш Президент затронутые проблемы?

Ответ. Публичные заявления Президента Российской Федерации и результаты его личных встреч с лидерами США и других ведущих мировых держав позволяют сказать, что идет коллективная работа по созданию и деятельности стратегического союза обеспечения международной безопасности. Поэтому надеюсь, что все усилия увенчаются успехом.

Беседовал Илья Тарасов

ПРАВДА.Ру

ПРАВДА.Ру:

Николай Ковалев: ЗА ТО, ЧТОБЫ ОБВИНИТЬ МЕНЯ В ПЛАНИРОВАНИИ УБИЙСТВА БЕРЕЗОВСКОГО, БЫЛ ЗАПЛАЧЕН МИЛЛИОН ДОЛЛАРОВ

Regions.ru:

Москва. Генералы - депутаты Госдумы призывают коллег не проводить экспериментов над военнослужащими.

КоммерсантЪ:

Генералы - депутаты Госдумы просят не отменять льготы военным

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить